МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Управление образования администрации Каменского района МОУ СОШ с. Батрак РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 5-6 классов с. Батрак 2023 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС Россия – наш общий дом» Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов . Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России Материальная культура Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовнонравственными ценностями общества. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека . Многообразие культур России. Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Семья и духовно-нравственные ценности Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи . Семья в современном мире (практическое занятие) . Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо. Семейные традиции. Духовно-нравственное богатство личности Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Культурное единство России Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений . Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. При меры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как память. Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России . Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История народа в его музыке и инструментах . Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России . Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников . Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. 6 КЛАСС Культура как социальность Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей. Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России. Человек и его отражение в культуре Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Взросление человека в культуре народов Росси. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность . Религия как источник нравственности.Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Человек как член общества Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда . Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания. Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных. Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Родина и патриотизм Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма . Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть. Государство. Россия — наша родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Моя школа и мой класс (практическое занятие).Портрет школы или класса через добрые дела. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека . Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?». ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Патриотическое воспитание: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. Гражданское воспитание: осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. Ценности познавательной деятельности: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. Духовно-нравственное воспитание: сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. 1. Познавательные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия включают: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование); смысловое чтение; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникативные универсальные учебные действия включают: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) . 3. Регулятивные универсальные учебные действия. Регулятивные универсальные учебные действия включают: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности . ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. 5 КЛАСС Россия — наш общий дом знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета; иметь сформированное представление о понятие «культура»; понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры; осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира; понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире. Семья и духовно-нравственные ценности знать и понимать смысл термина «семья»; иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; знать и уметь объяснить понятие «Родина»; знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса; знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры; характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи. Духовно-нравственное богатство личности знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовнонравственной культуры; уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры; понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса. Культурное единство России понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; иметь представление о значении и функциях изучения истории; осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса . Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой . Обосновывать важность изучения истории как духовно- нравственного долга гражданина и патриота . знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества; понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; понимать основной смысл семейных праздников. осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научнотехнического развития и типами жилищ; обосновывать и доказывать важность музыки как культурно- го явления, как формы трансляции культурных ценностей; обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства; понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края. 6 КЛАСС Культура как социальность знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления; понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений; уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно- нравственным состоянием общества; понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов; понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода; понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе; обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания; понимать необходимость соблюдения прав человека; знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития. Человек и его отражение в культуре объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека; осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями; приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России . характеризовать нравственный потенциал религии; определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре; объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом. Человек как член общества характеризовать важность труда и его роль в современном обществе; объяснять важность труда и его экономической стоимости; знать и называть героев современного общества и исторических личностей; обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы; обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества; находить и обосновывать проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России; осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий; приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России; обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знании. Родина и патриотизм характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь; понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания; понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина . характеризовать понятия «война» и «мир»; характеризовать понятие «государство»; обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники; формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Россия — наш общий дом Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры 1.1 народов России»? Количество часов Всего 1 Наш дом — Россия 1.2 1 Язык и история 1.3 1 Русский язык — язык общения и язык возможностей 1.4 1 Истоки родной культуры 1.5 1 Материальная культура 1.6 1.7 1 Духовная культура 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Мультиурок https://multiurok.ru/files/sts enarii-uroka-po-odnknr-5klass-po-teme-zachemi.html Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/nachalnay ashkola/orkse/2014/10/18/nas h-dom-rossiya Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/shkola/ist oriya/library/2022/11/07/od nknr-zadanie-po-temeyazyk-i-istoriya-5-klass Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/prezentac iya-russkij-yazyk-yazykobsheniya-i-yazykvozmozhnostej6242187.html Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/shkola/raz noe/library/2022/11/21/kons pekt-uroka-istoki-rodnoykultury-5-klass-po-odnknr Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/konspekturoka-po-odnknrmaterialnaya-kultura6241448.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» Культура и религия 1.8 1 Культура и образование 1.9 1 Многообразие культур России (практическое занятие) 1.10 1 Итого по разделу 10 Раздел 2. Семья и духовно-нравственные ценности Семья — хранитель духовных ценностей 2.1 1 Родина начинается с семьи 2.2 1 Традиции семейного воспитания в России 2.3 1 Образ семьи в культуре народов России 2.4 1 https://infourok.ru/konspekturoka-duhovnaya-kultura6264626.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/religiyai-kultura-odnknr-klass3497343.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/konspekturoka-po-odnknr-na-temukultura-i-obrazovanie-5klass-6332199.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/konspekturoka-po-odnknr-na-temukultura-i-obrazovanie-5klass-6332199.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/konspekturoka-po-odnknr-semyahranitel-duhovnyhcennostej-5-klass5662047.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-rodinanachinaetsya-s-semi6347200.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/tradiciisemejnogo-vospitaniya-vrossii-6359591.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/konspekturoka-po-odknr-obraz-semiv-kulture-narodov-rossii- Труд в истории семьи 2.5 1 Семья в современном мире (практическое занятие) 2.6 1 Итого по разделу 6 Раздел 3. Духовно-нравственное богатство личности Личность — общество — культура 3.1 1 Духовный мир человека. Человек — творец культуры 3.2 1 Личность и духовнонравственные ценности 3.3 1 Итого по разделу Раздел 4. Культурное единство России Историческая память как духовно-нравственная ценность 3 4.1 1 6513460.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-trud-v-istorii-semi6369309.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-semya-vsovremennom-mireprakticheskoe-zanyatie6390738.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/lichnostobshestvo-kultura6437538.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-duhovnyj-mircheloveka-chelovek-tvoreckultury-6404184.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-lichnost-iduhovno-nravstvennyecennosti-6429503.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-5klass-po-temeistoricheskaya-pamyat-kakduhovno-nravstvennayacennost-6453010.html Литература как язык куль туры 4.2 1 Взаимовлияние культур 4.3 1 Духовно-нравственные ценности российского народа 4.4 1 Регионы России: культурное многообразие 4.5 1 Праздники в культуре народов России 4.6 1 Памятники в культуре народов России 4.7 1 Музыкальная культура народов России 4.8 1 Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-literatura-kakyazyk-kultury-6466799.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/vzaimovl iyanie-kultur-odnknr-5klass-6535190.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/prezentac iya-po-odnknr-na-temuduhovno-nravstvennyecennosti-rossijskogonaroda-odnknr-5-klass6512077.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-regiony-rossiikulturnoe-mnogoobrazie6509405.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/konspekturoka-po-odknr-prazdnikiv-kulture-narodov-rossii6569524.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/urokodnk-v-5-klasse-na-temupamyatniki-v-kulturenarodov-rossii6525480.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/prezentac iya-po-odnknr-na-temumuzykalnaya-kulturanarodov-rossii-5-klass6608925.html Изобразительное народов России искусство 4.9 1 Фольклор и литература народов России 4.10 1 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) 4.11 1 Культурная карта России (практическое занятие) 4.12 1 Единство страны — залог будущего России 4.13 1 Урок повторения и обобщения 4.14 1 Промежуточная аттестация 4.15 1 Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-5klass-po-temeizobrazitelnoe-iskusstvonarodov-rossii6557717.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-5klass-po-teme-folklor-iliteratura-narodov-rossii6573833.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-5klass-po-teme-bytovyetradicii-narodov-rossiipisha-odezhda-dom6582727.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/magazinmaterialov/rabochij-list-kuroku-odnknr-5-klasskulturnaya-karta-rossiiprakticheskoe-zanyatie18074 Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-5klass-po-teme-edinstvostrany-zalog-budushegorossii-6612297.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/urokpovtoreniya-i-obobsheniya4810207.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/promezh utochnaya-itogovayaattestaciya-po-odnknr-kl2888353.html Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 15 34 6 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Культура как социальность Мир культуры: его структура 1.1 1 Культура России: многообразие регионов 1.2 1 История быта как история культуры 1.3 1 Прогресс: технический и социальный 1.4 1 Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/odnknr6-klass-urok-1-mir-kulturyi-ego-struktura6725816.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/prezentac iya-po-odnknrmnogonacionalnayakultura-narodov-rossii5457310.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/prezentac iya-po-odnknr-na-temu-bitrusskogo-naroda-klass3857113.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/konspekturoka-s-prezentaciej-poobshestvoznaniyu-v-6klasse-po-temeobshestvennyj-progress4105065.html Образование в культуре народов России 1.5 1 Права и обязанности человека 1.6 1 Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие 1.7 1.8 1 Современный мир: самое важное (практическое занятие) Итого по разделу Раздел 2. Человек и его отражение в культуре 2.1 Каким должен быть человек? Духовно- нравственный облик и идеал человека 1 1 1 Религия как источник нравственности 2.3 2.4 1 Наука как источник знания о человеке и человеческом Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/shkola/ob shchestvoznanie/library/201 3/12/05/prava-iobyazannosti-grazhdan Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/prezentac iya-po-teme-rol-religii-vrazvitii-kulturi-sostavlena-kpredmetu-odnk-v-klasse2638211.html Первое сентября https://urok.1sept.ru/articles/ 594999 8 Взросление человека в культуре народов России 2.2 Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/osnovyduhovno-nravstvennojkultury-narodov-rossii-6klass-5375769.html 1 PAIDAGOGOS https://paidagogos.com/duh ovno-nravstvennoevospitanie-shkolnikov.html Урок.рф https://урок.рф/library/vzro slenie_v_kulture_narodov_r ossii_210354.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/essetradicii-obichai-i-religiyaistochniki-nravstvennosti3735623.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-nauka-kakistochnik-znaniya-ocheloveke-6354582.html Этика и нравственность как категории духовной культуры 2.5 1 Самопознание (практическо е занятие) 2.6 1 Итого по разделу Раздел 3. Человек как член общества 6 Труд делает человека человеком 3.1 1 Подвиг: как узнать героя? 3.2 1 Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние 3.3 1 Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-etika-inravstvennost-kakkategorii-duhovnoj-kultury6377062.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-temesamopoznanieprakticheskoe-zanyatie6390746.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-trud-delaetcheloveka-chelovekom6394501.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-podvig-kakuznat-geroya-6544106.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspektk-uroku-odnknrpo-teme-lyudi-v-obshestve- duhovno-nravstvennoevzaimovliyanie6442309.html Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания 3.4 1 Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений 3.5 1 Гуманизм как характеристика нравственной народов России сущностная духовнокультуры 3.6 1 Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества 3.7 3.8 1 Выдающиеся благотворите- ли в истории . Благотворительность как нравственный долг 1 Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-problemysovremennogo-obshestvakak-otrazhenie-egoduhovno-nravstvennogosamosoznan-6442536.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-duhovnonravstvennye-orientirysocialnyh-otnoshenij6457663.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/prezentac iya-po-odnknr-na-temugumanizm-kaksushnostnaya-harakteristikaduhovno-nravstvennojkultury-narodov-rossii-9klass-6494213.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-socialnye-professiiih-vazhnost-dlyasohraneniya-duhovnonravstvennogo-oblikaobshestva-6480503.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plan- konspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-temevydayushiesyablagotvoriteli-v-istoriiblagotvoritelnost-kaknravstvennyj-6495086.html Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества 3.9 1 Моя профессия (практическое занятие) 3.10 1 Итого по разделу Раздел 4. Родина и патриотизм 10 Гражданин 4.1 1 Патриотизм 4.2 1 Защита Родины: подвиг или долг? 4.3 1 Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-vydayushiesyauchyonye-rossii-nauka-kakistochnik-socialnogo-iduhovnogo-progressaobshestv-6509573.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/magazinmaterialov/rabochij-list-poteme-moya-professiyaprakticheskoe-zanyatieodnknr-6-klass-15046 Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-grazhdanin6536221.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-patriotizm6546867.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-zashita- rodiny-podvig-ili-dolg6565932.html Государство . Россия — наша Родина 4.4 1 Гражданская идентичность (практическое занятие) 4.5 1 Моя школа и мой класс (практическое занятие) 4.6 1 Человек: какой он? (практическое занятие) 4.7 1 Человек и культура (практическое занятие) 4.8 1 Повторение и обобщение 4.9 1 Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-gosudarstvorossiya-nasha-rodina6591369.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-temegrazhdanskaya-identichnostprakticheskoe-zanyatie6582743.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/urokodnknr-6-klassa-na-temumoya-shkola-i-moj-klassprakticheskoe-zanyatie6578655.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/konspektkakim-dolzhen-bytchelovek-6311881.html Официальный сайт ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/urokchelovek-i-kultura1988427.html Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/shkola/ist oriya/library/2019/02/27/pla n-uroka-po-odnknr-v-6klasse-provedyonnogo-v- ramkah-predmetnoy Промежуточная аттестация 4.10 1 Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 10 34 Знанио https://znanio.ru/media/pro mezhutochnaya-attestatsiyaodnknr-6-klass-2729172