РП ОДНКНР 5-6

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Батрак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
для обучающихся 5-6 классов

с. Батрак 2023

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Россия – наш общий дом»
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и
Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья.
Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое
культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре
народов России.
Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна.
Многонациональный народ Российской Федерации . Россия как общий дом .
Дружба народов .
Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его
история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между
людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык —
основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов
России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык
межнационального общения. Важность общего языка для всех народов
России. Возможности, которые даёт русский язык.
Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа.
Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины.
Единство культурного пространства России
Материальная культура Материальная культура: архитектура, одежда,
пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовнонравственными ценностями общества.
Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука,
духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление
мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в
жизни общества и человека. Государствообразующие религии России.
Единство ценностей в религиях России.
Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ
получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и
духовно- нравственному развитию человека .
Многообразие культур России. Единство культур народов России. Что
значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Семья и духовно-нравственные ценности

Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент
общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как
духовно-нравственный долг человека.
Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа,
государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и
Отечество?
Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции
народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как
трансляция ценностей.
Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного
поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных
обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль
домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи .
Семья в современном мире (практическое занятие) . Рассказ о своей
семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо.
Семейные традиции.
Духовно-нравственное богатство личности
Личность — общество — культура. Что делает человека человеком?
Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и
культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как
духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация
ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества.
Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд.
Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Личность
и
духовно-нравственные
ценности. Мораль и
нравственность в жизни человек. Взаимопомощь, сострадание, милосердие,
любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Культурное единство России
Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое
история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость
её фальсификации. Преемственность поколений .
Литература как язык культуры. Литература как художественное
осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны
литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и
межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. При
меры межкультурной коммуникации как способ формирования общих
духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России.
Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и
социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален.
Малая Родина — часть общего Отечества.
Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему
праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники
как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как
часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура
как память. Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели
истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России .
Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные
произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных связей
между людьми . Народные инструменты . История народа в его музыке и
инструментах .
Изобразительное искусство народов России. Художественная
реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству
. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика .
Выдающиеся художники разных народов России .
Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки.
Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей,
морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры
народа в его литературе .
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад
с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников .
Культурная карта России (практическое занятие). География культур
России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии
с их особенностями.
Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна.
Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые
духовно-нравственные ценности народов России.
6 КЛАСС

Культура как социальность
Мир культуры: его структура Культура как форма социального
взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной
структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический
прогресс как один из источников формирования социального облика
общества.
Культура России: многообразие регионов. Территория России.
Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в
обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов
толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его
типы.
Хозяйственная
деятельность народов России в разные
исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат
исторического развития народов России.
Прогресс: технический и социальный. Производительность труда.
Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд Домашний труд
и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и
ценности общества?
Образование в культуре народов России.
Представление об
основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная
обусловленность различных видов образования. Важность образования
для современного мира. Образование как трансляция культурных
смыслов, как способ передачи ценностей.
Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в
культурной традиции народов России. Права и свободы человека и
гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир
религий
в
истории.
Религии
народов
России
сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей.
Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных
черт современного общества с точки зрения материальной и духовной
культуры народов России.
Человек и его отражение в культуре
Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал
человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов
России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как
её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества
человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих
качеств. Единство духовной жизни.

Взросление человека в культуре народов Росси. Социальное
измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст.
Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с
другими людьми. Самостоятельность как ценность .
Религия как источник нравственности.Религия как источник
нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал
человека в традиционных религиях. Современное общество и
религиозный идеал человека.
Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание.
Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что
такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Самопознание
(практическое
занятие). Автобиография и
автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение
проекта.
Человек как член общества
Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и
его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие,
подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда .
Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как
самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время .
Милосердие, взаимопомощь.
Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в
социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные
границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания. Бедность.
Инвалидность .
Асоциальная
семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества.
Духовно-нравственные
ориентиры
социальных
отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтёрство. Общественные блага.
Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического
мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России.
Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель,
пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные
качества, необходимые представителям этих профессии.

Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи,
учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного
развития личности самого мецената и общества в целом.
Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить
историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и
нравственности в науке, в деятельности учёных.
Моя
профессия
(практическое занятие). Труд
как
самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей
профессии.
Родина и патриотизм
Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает
человека
гражданином.
Нравственные
качества
гражданина
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории.
Важность патриотизма .
Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в
защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги.
Честь. Доблесть.
Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и
государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость
быть
гражданином.
Российская
гражданская
идентичность.
Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими
качествами должен обладать человек как гражданин.
Моя школа и мой класс (практическое занятие).Портрет школы или
класса через добрые дела.
Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в
культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека .
Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть
человеком?».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения курса включают осознание
российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
Патриотическое воспитание:
самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России через представления об исторической роли культур народов России,
традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении
российской государственности.
Гражданское воспитание:
осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества и знание основных норм морали,
нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению
в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества с помощью воспитания способности к духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию.
Ценности познавательной деятельности:
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
смыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через
развитие
способностей
к
духовному
развитию,
нравственному

самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
Духовно-нравственное воспитание:
сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и
общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению
в поступках, поведении, расточительном потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладение
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения
информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия включают:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач
(знаковосимволические / моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .
3. Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности (целеполагание);
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией (контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
(познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности .
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения курса включают
освоение
научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области; предпосылки научного типа
мышления; виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании проектов.
5 КЛАСС
Россия — наш общий дом
 знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», понимать важность изучения культуры и
гражданствообразующих религий для формирования личности
гражданина России;
 знать о современном состоянии культурного и религиозного
разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных
различий;
 обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты
языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета;
 иметь сформированное представление о понятие «культура»;
 понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями
духовной культуры;
 осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный
смысл культурных артефактов;
 уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их
картины мира;
 понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным
развитием общества, осознавать ценность знания, истины,
востребованность процесса познания как получения новых сведений о
мире.
Семья и духовно-нравственные ценности
 знать и понимать смысл термина «семья»;
 иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и
особенностями семейного быта и отношений в семье;
 осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с
культурными особенностями своего времени;
 знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
 знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры
собственного этноса;

 знать и понимать морально-нравственное значение семьи в
литературных произведениях, иметь представление о ключевых
сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
 характеризовать распределение семейного труда и осознавать его
важность для укрепления целостности семьи.
Духовно-нравственное богатство личности
 знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовнонравственной культуры;
 уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и
общества, человека и культуры;
 понимать и объяснять различия между обоснованием термина
«личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
 доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса.
Культурное единство России
 понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные
исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
 иметь представление о значении и функциях изучения истории;
 осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового
исторического процесса . Знать о существовании связи между
историческими событиями и культурой . Обосновывать важность
изучения истории как духовно- нравственного долга гражданина и
патриота .
 знать и понимать отличия литературы от других видов
художественного творчества;
 понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
 называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они
традиционно проживают;
 иметь представление о природе праздников и обосновывать их
важность как элементов культуры;
 понимать основной смысл семейных праздников.
 осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научнотехнического развития и типами жилищ;
 обосновывать и доказывать важность музыки как культурно- го
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
 обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как
культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
 знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные
средства;
 понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей,
как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба,

коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции
народов своего края.
6 КЛАСС
Культура как социальность
 знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
 понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от
природных явлений;
 уметь доказывать связь между этапом развития
материальной
культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с
духовно- нравственным состоянием общества;
 понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства
в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической
памяти отдельных этносов;
 понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов
России и особенностями исторического периода;
 понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и
изменениями социальных взаимосвязей в обществе;
 обосновывать важность образования в современном мире и ценность
знания;
 понимать необходимость соблюдения прав человека;
 знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном
этапе общественного развития.
Человек и его отражение в культуре
 объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание
личных качеств человека;
 осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или
иными моральными и нравственными ценностями;
 приводить примеры идеалов человека в историко-культурном
пространстве современной России .
 характеризовать нравственный потенциал религии;
 определять нравственный смысл гуманитарного знания, его
системообразующую роль в современной культуре;
 объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и
культуре народов России и соотносить их с личным опытом.
Человек как член общества
 характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
 объяснять важность труда и его экономической стоимости;

 знать и называть героев современного общества и исторических
личностей;
 обосновывать
понятия
«дружба»,
«предательство»,
«честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и
литературы;
 обосновывать важность понимания роли государства в преодолении
этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих
состояний со стороны общества;
 находить и обосновывать проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России;
 осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе
социальных профессий;
 приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и
современной России;
 обосновывать важность понимания истории науки, получения и
обоснования научного знании.
Родина и патриотизм
 характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их
взаимосвязь;
 понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей
гражданского самосознания;
 понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина .
 характеризовать понятия «война» и «мир»;
 характеризовать понятие «государство»;
 обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина,
указывать их источники;
 формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые
ему присущи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Россия — наш общий дом
Зачем изучать курс «Основы
духовно-нравственной культуры
1.1
народов России»?

Количество
часов
Всего

1

Наш дом — Россия
1.2

1

Язык и история
1.3

1

Русский язык — язык общения
и язык возможностей
1.4

1

Истоки родной культуры
1.5

1

Материальная культура
1.6

1.7

1

Духовная культура

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Мультиурок
https://multiurok.ru/files/sts
enarii-uroka-po-odnknr-5klass-po-teme-zachemi.html
Образовательная
социальная сеть
https://nsportal.ru/nachalnay
ashkola/orkse/2014/10/18/nas
h-dom-rossiya
Образовательная
социальная сеть
https://nsportal.ru/shkola/ist
oriya/library/2022/11/07/od
nknr-zadanie-po-temeyazyk-i-istoriya-5-klass
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/prezentac
iya-russkij-yazyk-yazykobsheniya-i-yazykvozmozhnostej6242187.html
Образовательная
социальная сеть
https://nsportal.ru/shkola/raz
noe/library/2022/11/21/kons
pekt-uroka-istoki-rodnoykultury-5-klass-po-odnknr
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/konspekturoka-po-odnknrmaterialnaya-kultura6241448.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»

Культура и религия
1.8

1

Культура и образование
1.9

1

Многообразие культур России
(практическое занятие)
1.10

1

Итого по разделу
10
Раздел 2. Семья и духовно-нравственные ценности
Семья — хранитель духовных
ценностей
2.1

1

Родина начинается с семьи

2.2

1

Традиции семейного
воспитания в России
2.3

1

Образ семьи в культуре народов
России
2.4

1

https://infourok.ru/konspekturoka-duhovnaya-kultura6264626.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/religiyai-kultura-odnknr-klass3497343.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/konspekturoka-po-odnknr-na-temukultura-i-obrazovanie-5klass-6332199.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/konspekturoka-po-odnknr-na-temukultura-i-obrazovanie-5klass-6332199.html

Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/konspekturoka-po-odnknr-semyahranitel-duhovnyhcennostej-5-klass5662047.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-rodinanachinaetsya-s-semi6347200.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/tradiciisemejnogo-vospitaniya-vrossii-6359591.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/konspekturoka-po-odknr-obraz-semiv-kulture-narodov-rossii-

Труд в истории семьи
2.5

1

Семья в современном мире
(практическое занятие)
2.6

1

Итого по разделу
6
Раздел 3. Духовно-нравственное богатство личности
Личность
—
общество
—
культура
3.1
1

Духовный мир человека.
Человек — творец культуры
3.2

1

Личность и духовнонравственные ценности
3.3

1

Итого по разделу
Раздел 4. Культурное единство России
Историческая
память
как
духовно-нравственная
ценность

3

4.1

1

6513460.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-trud-v-istorii-semi6369309.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-semya-vsovremennom-mireprakticheskoe-zanyatie6390738.html

Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/lichnostobshestvo-kultura6437538.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-duhovnyj-mircheloveka-chelovek-tvoreckultury-6404184.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-lichnost-iduhovno-nravstvennyecennosti-6429503.html

Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-5klass-po-temeistoricheskaya-pamyat-kakduhovno-nravstvennayacennost-6453010.html

Литература как язык куль туры
4.2

1

Взаимовлияние культур
4.3

1

Духовно-нравственные
ценности российского народа
4.4

1

Регионы России: культурное
многообразие
4.5

1

Праздники в культуре народов
России
4.6

1

Памятники в культуре народов
России
4.7

1

Музыкальная культура
народов России
4.8

1

Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-literatura-kakyazyk-kultury-6466799.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/vzaimovl
iyanie-kultur-odnknr-5klass-6535190.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/prezentac
iya-po-odnknr-na-temuduhovno-nravstvennyecennosti-rossijskogonaroda-odnknr-5-klass6512077.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-regiony-rossiikulturnoe-mnogoobrazie6509405.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/konspekturoka-po-odknr-prazdnikiv-kulture-narodov-rossii6569524.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/urokodnk-v-5-klasse-na-temupamyatniki-v-kulturenarodov-rossii6525480.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/prezentac
iya-po-odnknr-na-temumuzykalnaya-kulturanarodov-rossii-5-klass6608925.html

Изобразительное
народов России

искусство

4.9

1

Фольклор и литература
народов России
4.10

1

Бытовые традиции народов
России: пища, одежда, дом
(практическое занятие)
4.11

1

Культурная карта России
(практическое занятие)
4.12

1

Единство страны — залог
будущего России
4.13

1

Урок повторения и обобщения
4.14

1

Промежуточная аттестация
4.15

1

Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-5klass-po-temeizobrazitelnoe-iskusstvonarodov-rossii6557717.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-5klass-po-teme-folklor-iliteratura-narodov-rossii6573833.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-5klass-po-teme-bytovyetradicii-narodov-rossiipisha-odezhda-dom6582727.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/magazinmaterialov/rabochij-list-kuroku-odnknr-5-klasskulturnaya-karta-rossiiprakticheskoe-zanyatie18074
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-5klass-po-teme-edinstvostrany-zalog-budushegorossii-6612297.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/urokpovtoreniya-i-obobsheniya4810207.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/promezh

utochnaya-itogovayaattestaciya-po-odnknr-kl2888353.html
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

15
34

6 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество
часов
Всего

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Культура как социальность
Мир культуры: его структура

1.1

1

Культура России:
многообразие регионов
1.2

1

История быта как история
культуры
1.3

1

Прогресс: технический и
социальный

1.4

1

Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/odnknr6-klass-urok-1-mir-kulturyi-ego-struktura6725816.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/prezentac
iya-po-odnknrmnogonacionalnayakultura-narodov-rossii5457310.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/prezentac
iya-po-odnknr-na-temu-bitrusskogo-naroda-klass3857113.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/konspekturoka-s-prezentaciej-poobshestvoznaniyu-v-6klasse-po-temeobshestvennyj-progress4105065.html

Образование в культуре
народов России
1.5

1

Права и обязанности человека

1.6

1

Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие
1.7

1.8

1

Современный мир: самое
важное
(практическое
занятие)

Итого по разделу
Раздел 2. Человек и его отражение в культуре

2.1

Каким должен быть человек?
Духовно- нравственный облик
и идеал человека

1

1

1

Религия как источник
нравственности
2.3

2.4

1

Наука как источник знания о
человеке и человеческом

Образовательная
социальная сеть
https://nsportal.ru/shkola/ob
shchestvoznanie/library/201
3/12/05/prava-iobyazannosti-grazhdan
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/prezentac
iya-po-teme-rol-religii-vrazvitii-kulturi-sostavlena-kpredmetu-odnk-v-klasse2638211.html
Первое сентября
https://urok.1sept.ru/articles/
594999

8

Взросление человека в культуре
народов России
2.2

Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/osnovyduhovno-nravstvennojkultury-narodov-rossii-6klass-5375769.html

1

PAIDAGOGOS
https://paidagogos.com/duh
ovno-nravstvennoevospitanie-shkolnikov.html
Урок.рф
https://урок.рф/library/vzro
slenie_v_kulture_narodov_r
ossii_210354.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/essetradicii-obichai-i-religiyaistochniki-nravstvennosti3735623.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»

https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-nauka-kakistochnik-znaniya-ocheloveke-6354582.html
Этика и нравственность как
категории духовной культуры

2.5

1

Самопознание
(практическо
е занятие)
2.6

1

Итого по разделу
Раздел 3. Человек как член общества

6

Труд делает человека человеком

3.1

1

Подвиг: как узнать героя?

3.2

1

Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние
3.3

1

Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-etika-inravstvennost-kakkategorii-duhovnoj-kultury6377062.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-temesamopoznanieprakticheskoe-zanyatie6390746.html

Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-trud-delaetcheloveka-chelovekom6394501.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-podvig-kakuznat-geroya-6544106.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspektk-uroku-odnknrpo-teme-lyudi-v-obshestve-

duhovno-nravstvennoevzaimovliyanie6442309.html
Проблемы современного
общества как отражение его
духовно-нравственного
самосознания
3.4

1

Духовно-нравственные
ориентиры социальных
отношений
3.5

1

Гуманизм как
характеристика
нравственной
народов России

сущностная
духовнокультуры

3.6

1

Социальные профессии; их
важность
для
сохранения
духовно-нравственного облика
общества
3.7

3.8

1

Выдающиеся благотворите- ли
в
истории
.
Благотворительность
как
нравственный долг

1

Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-problemysovremennogo-obshestvakak-otrazhenie-egoduhovno-nravstvennogosamosoznan-6442536.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-duhovnonravstvennye-orientirysocialnyh-otnoshenij6457663.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/prezentac
iya-po-odnknr-na-temugumanizm-kaksushnostnaya-harakteristikaduhovno-nravstvennojkultury-narodov-rossii-9klass-6494213.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-socialnye-professiiih-vazhnost-dlyasohraneniya-duhovnonravstvennogo-oblikaobshestva-6480503.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plan-

konspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-temevydayushiesyablagotvoriteli-v-istoriiblagotvoritelnost-kaknravstvennyj-6495086.html
Выдающиеся учёные России.
Наука
как
источник
социального и духовного
прогресса общества
3.9

1

Моя профессия
(практическое занятие)
3.10

1

Итого по разделу
Раздел 4. Родина и патриотизм

10

Гражданин

4.1

1

Патриотизм

4.2

1

Защита Родины: подвиг или
долг?
4.3

1

Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknrpo-teme-vydayushiesyauchyonye-rossii-nauka-kakistochnik-socialnogo-iduhovnogo-progressaobshestv-6509573.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/magazinmaterialov/rabochij-list-poteme-moya-professiyaprakticheskoe-zanyatieodnknr-6-klass-15046

Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-grazhdanin6536221.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-patriotizm6546867.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-zashita-

rodiny-podvig-ili-dolg6565932.html
Государство .
Россия — наша Родина
4.4

1

Гражданская
идентичность
(практическое занятие)

4.5

1

Моя школа и мой класс
(практическое занятие)
4.6

1

Человек: какой он?
(практическое занятие)
4.7

1

Человек и культура
(практическое занятие)
4.8

1

Повторение и обобщение
4.9

1

Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-teme-gosudarstvorossiya-nasha-rodina6591369.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/plankonspekt-k-uroku-odnknr-6klass-po-temegrazhdanskaya-identichnostprakticheskoe-zanyatie6582743.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/urokodnknr-6-klassa-na-temumoya-shkola-i-moj-klassprakticheskoe-zanyatie6578655.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/konspektkakim-dolzhen-bytchelovek-6311881.html
Официальный сайт ООО
«Инфоурок»
https://infourok.ru/urokchelovek-i-kultura1988427.html
Образовательная
социальная сеть
https://nsportal.ru/shkola/ist
oriya/library/2019/02/27/pla
n-uroka-po-odnknr-v-6klasse-provedyonnogo-v-

ramkah-predmetnoy
Промежуточная аттестация
4.10

1

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

10
34

Знанио
https://znanio.ru/media/pro
mezhutochnaya-attestatsiyaodnknr-6-klass-2729172


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».