МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Батрак
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
для обучающихся 6 класса
с. Батрак 2024
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Финансовая грамотность»
I.
Деньги. Виды денег: наличные, безналичные.
Задачи с элементарными денежными расчётами. Считать наличные
деньги (купюры и монеты); произвести безналичный платеж, внеся денежные
купюры в платежный терминал; правильно сосчитать сдачу.
II.
Доходы и расходы семьи.
Виды источников денежных поступлений в семье.
Кейсы
по
экономике семьи; игры, практические задания по работе с простой
финансовой информацией; построение графиков и диаграмм; миниисследования и проекты в области экономических отношений в семье и
обществе. Считать общую сумму. Различать виды денежных поступлений и
доходов.
III.
Финансовые риски.
Расходы семьи; потребности, благо.
IV.
Семейный бюджет; дефицит семейного бюджета; сбережения,
долги.
Составлять семейный бюджет; рассчитывать дефицит семейного
бюджета.
Решение задач по избеганию дефицита семейного бюджета;
замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения
сбережений.
V. Взаимодействие с государством, финансовыми организациями.
Поиск
информации
в
Интернете,
анализ
и
характеристика государственных и финансовых организаций.
сравнительная
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
КУРСА
Личностные
результаты
(личностные
характеристики
и
установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание
финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений:
сопоставление
доходов
и
расходов,
расчёт
процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё
финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение
вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и
реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким
должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных
ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного
взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и
мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая
грамотность»:
Познавательные:
• использование
различных способов поиска, сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой
информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в
газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и
статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение
логических действий
сравнения
преимуществ и
недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы
по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней
заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов
россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных
выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов
и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением
человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к
суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет - калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы
семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и
кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями
(финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные,
простая финансовая информация, учебный проект в области экономики
семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные:
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных
результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на
основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений
в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики
семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка
выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе
выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов
успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов,
решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении
исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении
функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов
сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание),
создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики
семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе,
формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии
для
решения
грамотность».
учебных
и
Предметные
практических
результаты
задач
курса
«Финансовая
изучения
курса
«Финансовая
грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен,
блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация,
страхование,
налоги,
социальное
пособие,
банк,
виды
вкладов,
инвестиционный фонд, доходность, сбережения, • понимание основных
принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в
семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
•
использование
статистической
приёмов
информацией,
её
работы
с
простой
осмысление,
финансовой
проведение
и
простых
финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области
семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов
семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических
ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни области
экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу изучения
учебного курса:
правильно использовать финансовые термины (деньги; виды денег;
доходы семьи; расходы семьи; потребности; благо; семейный бюджет;
дефицит семейного бюджета; сбережения; долги);
объяснять, что функция денег – средство обмена, а не благо;
понимать, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из
ниоткуда;
производить безналичный платеж, внеся денежные купюры в
платежный терминал;
характеризовать виды и функции денег;
называть основные источники доходов и направлений расходов
семьи;
рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет; рассчитывать дефицит семейного бюджета;
определять элементарные проблемы в области семейных финансов и
путей их решения; различать виды денег; денежных поступлений;
рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;
находить возможности для сокращения расходов и увеличения
сбережений семьи;
проводить элементарные финансовые расчёты;
объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
называть ситуации, при которых выплачиваются социальные
пособия, приводить примеры пособий;
сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в
строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование раздела
Модуль рабочей программы воспитания Кол-во
«Курсы внеурочной деятельности»
1.
Введение в курс «Финансовая
грамотность»
Урок
-
дискуссия
«От
чего
часов
зависит 7
благосостояние семьи ».
Библиотека ЦОК
финансовое поведение людей».
–
решения
задач
https://m.edsoo.ru/7f418bce
«Потребности
Библиотека ЦОК
человека».
2.
Доходы и расходы семьи.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce
Проектная деятельность «Учимся оценивать
Урок
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f418bce
Урок – экскурсия « Деньги: что это такое».
14
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce
Библиотека ЦОК
Урок – проектная деятельность «Деньги».
https://m.edsoo.ru/7f418bce
Урок - практикум «Учимся считать семейные
Библиотека ЦОК
доходы».
https://m.edsoo.ru/7f418bce
Урок - мини-проекты «Доходы семьи».
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce
Библиотека ЦОК
Урок - мини-проекты «Расходы семьи».
https://m.edsoo.ru/7f418bce
Ролевая
игра
«Семейный
совет
по
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce
составлению бюджета». Занятие-игра.
Урок - презентация портфолио «Доходы и
Библиотека ЦОК
расходы семьи».
3.
Риски
потери
денег
https://m.edsoo.ru/7f418bce
и Ролевая игра «Страхование». Занятие-игра.
13
имущества и как человек
может от этого защититься
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce
Урок – учебная экскурсия «Как работает
Библиотека ЦОК
страховая компания».
Урок
-
презентация
https://m.edsoo.ru/7f418bce
портфолио
«Риски
потери денег и имущества и как человек
может от этого защититься».
Библиотека ЦОК
Выставка
https://m.edsoo.ru/7f418bce
портфолио.
Урок – решение задач « Налогообложение
Библиотека ЦОК
граждан».
Итого:
https://m.edsoo.ru/7f418bce
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce