РП внеур. Финансовая грамотность 6

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Батрак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
для обучающихся 6 класса

с. Батрак 2024

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Финансовая грамотность»

I.

Деньги. Виды денег: наличные, безналичные.

Задачи с элементарными денежными расчётами. Считать наличные
деньги (купюры и монеты); произвести безналичный платеж, внеся денежные
купюры в платежный терминал; правильно сосчитать сдачу.
II.

Доходы и расходы семьи.

Виды источников денежных поступлений в семье.

Кейсы

по

экономике семьи; игры, практические задания по работе с простой
финансовой информацией; построение графиков и диаграмм; миниисследования и проекты в области экономических отношений в семье и
обществе. Считать общую сумму. Различать виды денежных поступлений и
доходов.
III.

Финансовые риски.

Расходы семьи; потребности, благо.
IV.

Семейный бюджет; дефицит семейного бюджета; сбережения,

долги.
Составлять семейный бюджет; рассчитывать дефицит семейного
бюджета.

Решение задач по избеганию дефицита семейного бюджета;

замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения
сбережений.
V. Взаимодействие с государством, финансовыми организациями.
Поиск

информации

в

Интернете,

анализ

и

характеристика государственных и финансовых организаций.

сравнительная

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
КУРСА
Личностные

результаты

(личностные

характеристики

и

установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание
финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений:

сопоставление

доходов

и

расходов,

расчёт

процентов,

сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё
финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение
вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и
реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким
должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных
ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного
взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и
мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая
грамотность»:
Познавательные:
• использование

различных способов поиска, сбора, обработки,

анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой
информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в
газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и
статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение

логических действий

сравнения

преимуществ и

недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы
по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней
заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов
россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных
выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов
и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением
человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к
суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет - калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы
семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и
кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями
(финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные,
простая финансовая информация, учебный проект в области экономики
семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные:
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных
результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на
основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений
в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики
семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка
выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе
выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов
успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов,
решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении
исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении
функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов
сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание),
создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики
семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе,
формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии
для

решения

грамотность».

учебных

и

Предметные

практических
результаты

задач

курса

«Финансовая

изучения

курса

«Финансовая

грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен,
блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация,
страхование,

налоги,

социальное

пособие,

банк,

виды

вкладов,

инвестиционный фонд, доходность, сбережения, • понимание основных
принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в
семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
•

использование

статистической

приёмов

информацией,

её

работы

с

простой

осмысление,

финансовой

проведение

и

простых

финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области
семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов
семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических
ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни области
экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу изучения
учебного курса:
 правильно использовать финансовые термины (деньги; виды денег;
доходы семьи; расходы семьи; потребности; благо; семейный бюджет;
дефицит семейного бюджета; сбережения; долги);
 объяснять, что функция денег – средство обмена, а не благо;
 понимать, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из
ниоткуда;
 производить безналичный платеж, внеся денежные купюры в
платежный терминал;
 характеризовать виды и функции денег;

 называть основные источники доходов и направлений расходов
семьи;
 рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет; рассчитывать дефицит семейного бюджета;
 определять элементарные проблемы в области семейных финансов и
путей их решения;  различать виды денег; денежных поступлений;
 рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;
 находить возможности для сокращения расходов и увеличения
сбережений семьи;
 проводить элементарные финансовые расчёты;
 объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
 называть ситуации, при которых выплачиваются социальные
пособия, приводить примеры пособий;
 сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в
строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование раздела

Модуль рабочей программы воспитания Кол-во
«Курсы внеурочной деятельности»

1.

Введение в курс «Финансовая
грамотность»

Урок

-

дискуссия

«От

чего

часов
зависит 7

благосостояние семьи ».

Библиотека ЦОК

финансовое поведение людей».
–

решения

задач

https://m.edsoo.ru/7f418bce

«Потребности

Библиотека ЦОК

человека».
2.

Доходы и расходы семьи.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce

Проектная деятельность «Учимся оценивать
Урок

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://m.edsoo.ru/7f418bce

Урок – экскурсия « Деньги: что это такое».

14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce

Библиотека ЦОК

Урок – проектная деятельность «Деньги».

https://m.edsoo.ru/7f418bce

Урок - практикум «Учимся считать семейные

Библиотека ЦОК

доходы».

https://m.edsoo.ru/7f418bce

Урок - мини-проекты «Доходы семьи».

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce

Библиотека ЦОК

Урок - мини-проекты «Расходы семьи».

https://m.edsoo.ru/7f418bce

Ролевая

игра

«Семейный

совет

по

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce

составлению бюджета». Занятие-игра.
Урок - презентация портфолио «Доходы и

Библиотека ЦОК

расходы семьи».
3.

Риски

потери

денег

https://m.edsoo.ru/7f418bce

и Ролевая игра «Страхование». Занятие-игра.

13

имущества и как человек
может от этого защититься

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce

Урок – учебная экскурсия «Как работает
Библиотека ЦОК

страховая компания».
Урок

-

презентация

https://m.edsoo.ru/7f418bce

портфолио

«Риски

потери денег и имущества и как человек
может от этого защититься».

Библиотека ЦОК

Выставка

https://m.edsoo.ru/7f418bce

портфолио.
Урок – решение задач « Налогообложение

Библиотека ЦОК

граждан».
Итого:

https://m.edsoo.ru/7f418bce

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».