МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Батрак
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Краеведение»
для обучающихся 1 - 4 классов
с. Батрак 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе «Примерных
программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты
второго поколения) под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.)
Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» имеет духовнонравственную направленность. В соответствии с ФГОС ведущей целевой установкой
является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина
и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей
семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей
многонациональной страны и всего человечества. Уважение к своей стране, к ее
национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого
воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без
уважительного, трепетного отношения к своим истокам, к своей малой Родине.
Актуальность программы
Своеобразным толчком к созданию программы курса стал рассказ о городе
великого русского писателя В.Г. Распутина, в конце двадцатого века приезжавшего в
нашу область. «Много ездил по стране, много видел, но знакомство с Пензой произвело
большое впечатление. Тихие старинные улицы, тёплые памятники, интересные музеи-всё
это говорит о том, что в Пензе с уважением относятся к прошлому своего края. Я успел
полюбить этот город. Чувство Родины стало больше и светлее. Собираюсь вернуться в
Пензу. Этот негромкий город в центре России, родина Лермонтова, Белинского и
Радищева, удивил меня вопреки бытующему мнению, что всюду одинаково всё поросло
забвением, удивил светлой и прочной памятью к своему прошлому - как далёкому,
связанному с великими именами и событиями, так и недавнему относящемуся к
Отечественной войне. Насколько соразмерно, податливо чувству и тепло создаются там
по всей области мемориалы - словно не из камня, а из того же материала, что и душа. В
Пензе умеют воспитывать в своих гражданах любовь к родной земле и её святыням и
делают это умно и. я бы сказал, красиво, с заинтересованным и упреждающим
вниманием к людям. По Пензе приятно пройтись, в ней старая и новая Россия
уживаются, нисколько не стесняя друг друга, и к друг другу относясь с должным
житейским и историческим уважением. Словом, город, каких мало.»( Высказывания
великих людей о Пензе» http://penzadays.ru/material.php?id=380).
Узнать как можно больше о своей родной земле, о её прошлом, настоящем и
будущем – должно быть естественным желанием каждого юного пензенца.
Удовлетворение этой потребности школьников и есть основная задача предлагаемой
программы «Край мой Пензенский». Программа «Край мой Пензенский» предполагает не
только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края учащихся
начальной школы, но и способствует развитию потребностей о действенной заботе
будущего родного края, о сохранении его культурного и природного наследия.
Краеведческие знания дают представления о месте родного края в регионе, России.
Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдения над
тем, что ближе, виднее, ощутимее. Изучение краеведческого материала в рамках данной
программы непосредственно связано с исследовательской деятельностью, поэтому
учащиеся обучаются научному подходу в решении различных проблем, что пригодится им
в дальнейшей жизни, какую бы профессию они ни избрали.
Данный курс поможет каждому ученику стать настоящим патриотом своего края,
позовёт его в походы и путешествия и вызовет стремление своим трудом способствовать
дальнейшему расцвету этого прекрасного уголка русской земли.
Актуальность программы заключается и в том, что недостаточно разработано
методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению
Пензенского края в начальной школе.
Цель: формировать у младших школьников основные знания об истории своего
города, родного края, о культурных, экономических особенностях Пензенской области,
познакомить с достопримечательностями и, главное, людьми, строившими и
прославившими родной край.
Особенности программы
Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в
деятельности. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, музейновыставочный центр имени Ульяновых, музей народного
творчества
и
другие
культурные учреждения и предприятия города, области.
Программа построена на основе принципа цикличности и постепенного развития процесса
познания мира от непосредственно окружающих детей объектов и явлений к более
удаленным в пространственном и временном отношении. Темы занятий из года в
год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Для каждого
возраста предусмотрено несколько взаимосвязанных тем, часть которых будет
изучаться в течение нескольких часов. В рамках детского творческого объединения будет
осуществляться индивидуальная работа со школьниками. Еженедельные занятия должны
заинтересовывать ребят, побуждать их к самостоятельности, творчеству. За это время
занятия помогут раскрыть творческий потенциал школьников (сбор материала, оформление
альбомов, изготовление поделок, написание сочинений, проведение праздников, встречи с
тружениками и старожилами края), привить любовь к нашему краю. Собранный материал
будет полезен для уроков родной литературы, родного языка, окружающего мира,
изобразительного искусства, технологии и внеклассной работы, для проведения классных
часов, праздников, посвященных нашему краю.
Принципы организации обучения по курсу «Край мой Пензенский»:
1.
Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с
различными сторонами культуры народов Пензенского края: фольклором, декоративноприкладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и
традициями. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего
поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина
многонационального государства – толерантность, доброжелательность, гуманизм.
2. Принцип природосообразности. В младшем школьном возрасте у формирующейся
личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям
людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем,
важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших
школьников: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным
впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который
предоставляется для восприятия, должен, прежде всего, вызывать эмоциональную реакцию,
а память фиксировать образы.
3.
Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог
различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный
разговор о ценностях, представленных в традиционной народной культуре, Более того,
учитывая, что ведущей деятельностью младшего школьника начинает становиться
коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития.
Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в
учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в
парах, группах.
4.
Принцип краеведения. При обучении этот принцип остается актуальным, т.к.
продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой
являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера
народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае,
городе, деревне может стать
основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих
ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край,
начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его
культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.
5.
Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и
перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения
постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные
проблемные задачи.
Задачи:
В области образования:
содействовать формированию у обучающих представлений об историческом
прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в
истории, о вкладе, который внесли жители Пензенского края в историко-культурное
наследие региона;
расширять и углублять знания учащихся, дополняющие школьную программу по
окружающему миру;
прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
учить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории
Пензенской земли, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять
его.
В области воспитания:
содействовать гармоничному развитию личности школьника;
формировать самостоятельность и деловые качества;
развивать
способности
к поисково-исследовательской,
творческой
деятельности;
воспитывать гуманное отношение к окружающей среде;
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим
и культурным ценностям Пензы и Пензенской области;
приобщать учеников к богатой культуре Пензенского края
Форма организации занятии – индивидуально-групповая:
Беседы (с использованием презентации);
Экскурсии: особое место в программе отводится посещению музеев, детской
библиотеки и т. д.
Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
Игры;
Индивидуальная
самостоятельная
работа
над
проектами,
кроссвордами.
Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией,
проектной деятельности, выступлению);
Конференции (участие обучающихся в школьных мероприятиях) и т.п.
Программа интегрируется с предметами: родной язык, русский язык литературное
чтение, родная литература, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с родным
русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой
морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их
орфографическую зоркость, при работе с текстами на основе краеведческого материала.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве
учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами
пензенских поэтов и писателей.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа
носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при
составлении кроссвордов.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
Программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в
изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее
приобретения.
В основе реализации программы «Край мой Пензенский» лежит системнодеятельный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности,
как патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате работы по программе «Край мой Пензенский» у младших школьников
будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию
начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
умение ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Учащиеся получат возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин
Пензы, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации
учебной
деятельности,
включающей
социальные,
учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических
чувств
на
основе
знакомства с
национальной культурой Пензенской области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
Регулятивные действия:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее
реализации;
выполнять
учебные
действия
в материализованной,
речевой
и
мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения задания
при
подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать
внешнюю
и внутреннюю
речь для целеполагания,
планирования и регуляции своей деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия при работе над проектом, исследованием;
вносить
необходимые
изменения в
работу,
как
по ходу
ее
реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших
предков, используя дополнительные источники информации;
отличать
реальные
исторические
факты от вымыслов
на основе
имеющих знаний;
узнавать символику Пензенской области, родного города Пензы;
описывать
достопримечательности
Пензенской
области,
родного
города;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и
литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и
извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
домашней и школьной библиотек;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе
графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
-Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных
текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных
объяснений учителя.
- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно- нравственными ценностями.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Учащиеся получат возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять
расширенный
поиск информации
ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
с использованием
Коммуникативные действия:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Учащиеся получат возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке
общего решения в совместной деятельности.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в
форме:
викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
создания и защиты собственного проекта;
создания презентаций - представлений по изученной теме;
конкурсов исследовательских
работ-соревнований,
имеющих целью
выявить лучших из числа всех участников;
участия в конкурсах разного уровня.
Особенности возрастной группы детей
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 - 10
лет.
Для
успешной
реализации
программы
целесообразно
занятия с группой учащихся численностью от 15 до 25 человек.
проводить
Место курса в учебном плане
Программа «Край мой Пензенский» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы
начальной школы.
Общее число занятий в год –1 класс – 16 часов, 2 класс - 17 часов, 3 класс - 17 часов,
4 класс - 17 часов. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю в 1 полугодии.
Содержание программы
1 класс
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о
малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь.
Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа); показать,
что природа и человек неразрывно связаны, поэтому необходимо для собственного блага и
блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание
раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем
мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения,
взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие
родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к занятиям учитель
предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками,
выяснить,
какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего
поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают(я) об этом
всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует
формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к
истории жизни семьи.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю в рамках внеурочной
деятельности.
Учебный план
№ п/п
Название раздела
всего
Количество занятий
занятия экскурсии
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Кто мы, откуда мы? Чем мы
живы?
У
истоков
культуры
Пензенского края
История
создания
города
Пензы.
Население Пензенского края
«С хлебом-солью
к нашему
застолью».
Жилища
населения
Пензенского края
Поэзия народного костюма
Орнамент вышивки
«В каждом
домушке
свои
игрушки»Природа Пензенского края
«Этих
дней
не
смолкнет
слава»Традиции крестьянского труда
Традиции народного гулянья
На
печи
лежим,
сказки
слушаем
Пройдись
по
Пензенскому
краю
Всего
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
1
1
-
1
1
-
2
-
2
16 асов
2 класс
Программа второго класса изучает более подробно, широко темы, которые
изучались в 1 классе. Меняются только формы работы с детьми.
Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен.
Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и
дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Пензенской области
является её природа. Данный раздел программы раскрывает перед ребёнком мир
неповторимой природы Пензенской области. Темы, включённые в курс, учитывают
особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе
изучения природных процессов позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной
природе, потребность в активной практической работе по
охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей
действительностью, к познанию ее тайн.
Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности,
и в значительной степени — по вине людей. В младших классах большое
значение
имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном
уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют
яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб,
других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные
отходы, хищнической вырубке лесов и т. д.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю.
Учебный план
№
п/п
Название раздела
1. Кто мы, откуда мы? Чем мы живы?
истоков
культуры
2. У
Пензенского края
создания
города
3. История
Пензы.
4. Население Пензенского края
«С
хлебом-солью
к
нашему
5.
застолью».
Жилища
населения
6.
Пензенского края
7.
Поэзия народного костюма
8.
Орнамент вышивки
«В каждом
домушке
свои
9.
игрушки»10.
Природа Пензенского края
«Этих
дней
не
смолкнет
11.
слава»Традиции
крестьянского
12.
труда
13.
Традиции народного гулянья
На
печи
лежим,
сказки
14.
слушаем
Пройдись
по Пензенскому
15.
краю
Всего
Количество занятий
всего
занятий
экскурсии
1
1
-
2
1
1
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
2
-
2
17 часов
3 класс
Основное направление краеведения в 3 классе – литературно- художественное.
Дети знакомятся с творчеством выдающихся людей Пензенского края края – поэтов,
писателей.
Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории
Пензы и пензенской области, её людях, литературе, искусстве родного края.
Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к
людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю.
Учебный план
№
п/п
Название раздела
1. Кто мы, откуда мы? Чем мы живы?
истоков
культуры
2. У
Пензенского края
создания
города
3. История
Пензы.
4. Население Пензенского края
«С хлебом-солью
к нашему
5.
застолью».
Жилища
населения
6.
Пензенского края
7.
Поэзия народного костюма
8.
Орнамент вышивки
«В каждом
домушке
свои
9.
игрушки»10.
Природа Пензенского края
«Этих
дней
не
смолкнет
11.
слава»Традиции
крестьянского
12.
труда
13.
Традиции народного гулянья
На
печи
лежим,
сказки
14.
слушаем
Пройдись
по
Пензенскому
15.
краю
Всего
Количество уроков
всего
уроки
экскурсии
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
1
1
-
1
1
-
3
3
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
-
1
17 часов
4 класс
История Пензенской области.
Программа 4 класса имеет историческое направление и нацелена на
расширение знаний ребёнка об истории Пензенской области, рассматриваются основные
события истории родного города. Знакомство с историей города. Особое значение
уделяется ветеранам Великой Отечественной войны.
Учебный план
№
п/п
Название раздела
1. Кто мы, откуда мы? Чем мы
живы?
истоков
культуры
2. У
Пензенского края
создания
города
3. История
Пензы.
4. Население Пензенского края
7.
«С хлебом-солью
к нашему
застолью».
Жилища
населения
Пензенского края
Поэзия народного костюма
8.
Орнамент вышивки
5.
6.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
«В каждом
домушке
игрушки».
Природа Пензенского края
свои
«Этих
дней
не
смолкнет
слава».
Традиции
крестьянского
труда
Традиции народного гулянья
На
печи
слушаем
Пройдись
краю
Всего
лежим,
по
сказки
Пензенскому
Количество уроков
всего
занятие
экскурсии
1
1
-
1
-
1
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
2
2
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
2
1
1
1
1
-
1
1
-
-
1
-
-
-
1
17 часов