МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Управление образования администрации Каменского района МОУ СОШ с. Батрак РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «История Пензенского края» для обучающихся 10 - 11 классов с. Батрак 2023 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 класс Тема 1. Пензенский край накануне великих потрясений. Рост социальной напряженности. Жизнь представителей различных слоев общества нашего края в условиях первой мировой войны. Пензенцы на фронтах войны. 1917 год... Политическая обстановка в Пензенской губернии после свержения самодержавия. Установление советской власти в Пензе и губернии. Союз большевиков и левых эсеров. Преобразования в хозяйственной сфере. Тема 2. Пензенский край в период гражданской войны. Начало гражданской войны в крае. Мятеж чехословацкого корпуса. Пензенская губерния в прифронтовой полосе. Антоновское движение на территории Пензенского края. Пензенцы-участники гражданской войны. Гражданская война по оценкам участников и современников. Тема 3. Пензенский край в 1920-1930-е годы. Политика «военного коммунизма». Новая экономическая политика в Пензенском крае. Экономическое и политическое развитие Пензенского края в 1926-1939 годы. Культура 1920-1930-х годов. Тема 4. Пензенский край в годы Великой Отечественной войны. Мобилизация на территории области. Участие пензенцев в оборонительных боях летом и осенью 1941 года. Формирование соединений и частей Красной Армии в 1941- 1942 годах (10-я армия, 338-я и 354-я стрелковые дивизии и др.). Подготовка военных специалистов в пензенских училищах и учебных полках. Перевод экономики области на военные рельсы. Размещение эвакуированных промышленных предприятий, учреждений и населения на территории области. Пензенская промышленность – фронту. Трудовые почины 1942-1945 годов. Всенародная помощь фронту. Пензенцы в боях за Сталинград, на Курской дуге и других завершающих сражений Великой Отечественной войны. Цена победы. Проектная деятельность. Экскурсии. 11 класс Тема 1. Пензенский край в 1946-1980-х годах. Послевоенные годы (1946-1960-е годы). Важнейшие задачи в экономике области. Особенности развития промышленности Пензенской области в послевоенные годы. Изменения в быте населения, в облике городов и сёл Пензенской области в послевоенные годы. От «оттепели» к «застою». Достижения и неудачи (середина 1960 – середина 1980-х годов). Культура 1950-1980-х годов). Развитие различных направлений культуры Пензенского края. Противоречивость культурной жизни Пензенского края. Тема 2. Суверенная Россия. Новая страница в жизни Пензенского края. «Лихие девяностые». Основные проблемы экономического развития Пензенской области в 1990-е годы. Социальные последствия «шокотерапии». Специфика либеральных реформ в Пензенской области. Культурная жизнь Пензенской области в 1990-е годы. Достоинства и недостатки в развитии культуры Пензенской области в новой общественной ситуации. Тема 3. Вступая в XXIвек. Население Пензенской области. Изменение численности населения региона. Участие Пензенской области в реализации национального проекта «Демография». Развитие образования. Дошкольное образование. Общее образование. Работа с одаренными детьми. Дополнительное образование. Профессиональное образование. Культура Пензенской области. Книга и библиотека. Музеи – хранители и трансляторы памяти. Театр и кино. Архитектура и изобразительно искусство. Музыка. Этнический состав населения Пензенской области. Национальные культурные традиции. Национальные культурные автономии Пензенской области. Религия народов Пензенской области. Православие. Ислам. Иудаизм. Тема 4. Административно-правовые преобразования. Пензенская область – субъект Российской Федерации. Структура органов власти Пензенской области как субъекта Российской Федерации. Система управления Пензенской области. Административнотерриториальное деление Пензенской области. Обязанности губернатора и вице-губернатора Пензенской области. Правительство Пензенской области как высший исполнительный орган государственной власти Пензенской области. Референдумы. Законодательное собрание Пензенской области как орган законодательной власти в регионе. Пензенская символика. Герб, флаг, гимн Пензенской области. Гербы городов и районов Пензенской области. Выборы и политические партии. Общие и отличительные черты в развитии многопартийности Пензенской области и России. Особенности изменений в избирательном праве в 1990-х-2020-х годах. Политические установки партийных структур в современной России. Тема 5. Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие: испытания и перспективы. Специфика экономического развития Пензенской области в первые десятилетия XXIвека. Изменения социальной инфраструктуры в первые десятилетия XXIвека в Пензенской области. Внешнеэкономические связи. Основные сферы экономического и социокультурного сотрудничества Пензенской области. Направления международного сотрудничества Пензенской области на современном этапе. Проектная деятельность. Экскурсии. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения курса «История Пензенского края»характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: В сфере гражданско-патриотического воспитания: 1) становление ценностного отношения к природно-историческому наследию своей малой родины; понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; 2) сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей малой родины, уважения к своему и другим народам. В сфере духовно-нравственного воспитания: 1) проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; 2) принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности по отношению к объектам растительного и животного мира; 3) применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. С сфере формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: 1) выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); 2) приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания. В сфере экологического воспитания: 1) осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе родного края, неприятие действий, приносящих ей вред; 2) художественно-эстетическое наблюдение природы родного края и её образа в произведениях искусства. В сфере ценности научного познания: 1)ориентациявдеятельностинапервоначальныепредставленияонаучнойка ртинемира; 2)осознаниеценностипознания,проявлениепознавательногоинтереса,акти вности,инициативности,любознательностиисамостоятельностивобогащенииц хзнаний,втомчислесиспользованиемразличныхинформационныхсредств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Базовые логические действия: 1) понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; 2) сравнивать объекты окружающего мира родного края, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; 3) выявлять недостаток информации для решения практической задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: 1) проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения за явлениями/объектами природы родного края; 2) определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; 3) формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 4) проводить по предложенному плану исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); 5) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (исследования). 3) Работа с информацией: 1) использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом практической задачи; 2) согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; 3) находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; 4) читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); 5) соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); 6) анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с практической задачей; 7) фиксировать полученные результаты в текстовой форме (выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1) в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; 2) признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; 3) соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; 4) использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; 5) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 6) конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; 7) находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; 8) готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1) Самоорганизация: а) планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; б) выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: а) осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; б) находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); в) предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3) Самооценка: а) объективно оценивать результаты своей деятельности; б) оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: 1) понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе работы с краеведческим материалом); 2) коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 3) выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Познавательные: - относительно целостное представление об истории своей малой Родины, ее географического положения и природы; - знание ряда ключевых понятий об основных исторических объектах; - умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные исторические термины и понятия; - преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями). Ценностно-мотивационные: - приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность. Трудовые: - понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества. Эстетические: - понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; - понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества. Коммуникативные: - знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; - знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; - понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения К концу обучения обучающиеся 10-11 классов научатся: - формировать относительно целостное представление ключевых событий в истории региона, выдающихся людей родного края и их вклад в его развитие, историческую обусловленность социально-экономического развития; - знать памятники истории и культуры Пензенского края; - уметь соотносить события истории Пензенского края с событиями истории России, определять их последовательность и длительность; - показывать на исторической карте расселение народов Пензенского края в прошлом и в настоящее время; - соотносить свидетельства воспоминаний земляков и родственников, факты из истории семьи с историческими процессами и явлениями, происходившими в Пензенском крае и в стране; - давать описание важнейших событий из истории Пензенского края, памятников культуры на основе текста учебных пособий по истории Пензенского края и музейных материалов; - уметь оформлять результаты самостоятельной работы по изучению истории родного края в форме доклада, реферата, эссе или исследовательского проекта; - уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: – для определения собственной позиции по отношению к явлениям современного развития региона, города и села, исходя из исторической обусловленности; -уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: — для определения собственной позиции по отношению к явлениям современного развития региона, города и села, исходя из исторической обусловленности; -уметь высказывать собственные суждения об историческом наследии коренных народов и сибиряков-старожилов; -уметь осознавать себя представителем местного регионального и этнокультурного сообщества и гражданином России. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс № п/п 1. Наименование Количест Виды деятельности разделов и тем во часов программы курса 1917 год и 1 Дебаты Пензенский «Политическая край. обстановка в Пензенской губернии после свержения самодержавия». 2. Установление советской власти. 1 3. Пензенский край в годы Гражданской войны. 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3) Пензенский край в истории и культуре России (коллект. монография)https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Ягов-кол.моногр.А4.pdf Круглый стол 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. «Установление Т.1. советской власти в https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe Пензе и губернии». nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3) Пензенский край в истории и культуре России (коллект. монография)https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Ягов-кол.моногр.А4.pdf4) Шварёв В. Борьба за установление и упрочение Советской власти в Пензенской губернии. https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2015/04/В.-ШваревБорьба-за-установление-и-упрочениеСоветской-власти-в-Пензенскойгубернии.pdf Брейн1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. ринг«Гражданская Т.1. война в России». https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe Историческая nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en викторина «И пошел брат на брата». Аукцион «Гражданская война в России 1918–1922 гг.». Работа с исторической картой «Гражданская война и Пензенский край». Исследовательская работа «Восстание чехословацкого корпус: причины, события, итоги». Исследовательская работа «Антоновское движение на территории Пензенского края». Дебаты «Антоновское движение нв Пензенской земле». 4. Пензенцы на 1 фронтах гражданской войны 5. Политика «военного коммунизма». Круглый стол «Гражданская война война и ее влияние на развитие Пензенской губернии». Проект «Исторический портрет. Пензенцы на фронтах гражданской войны». 1 Составление хронологической таблицы «Основные события политики в Пензенском губернии в период осуществления политики «военного ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3) Пензенский край в истории и культуре России (коллект. монография)https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Ягов-кол.моногр.А4.pdf4) Кузнецов Д.С. Политические партии Пензенской губернии и Кузнецкого уезда Саратовской губернии в годы Гражданской войны (1917–1922). Документы и материалы. Пенза, Издательство ПГУ, 2020.Данила Сергеевич Кузнецов. Политические партии Пензенской губернии и Кузнецкого уезда Саратовской губернии в годы Гражданской войны (1917-1922). История России. Библиотека. (statehistory.ru)5) Вячеслав Гришаков l Антоновское восстание. Вячеслав Гришаков l Антоновское восстание YouTube 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3) Пензенский край в истории и культуре России (коллект. монография)https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Ягов-кол.моногр.А4.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf коммунизма». Круглый стол «Политика «военного коммунизма» и ее результаты». Проект «Голодный 1921 год на территории Пензенской губернии (населенного пункта). Свидетельства очевидцев». 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3) Пензенский край в истории и культуре России (коллект. монография)https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Ягов-кол.моногр.А4.pdf 4) Камардин И.Н. Рабочий протест и критика политики «военного коммунизма» (на материалах Поволжья)57328.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3) Пензенский край в истории и культуре России (коллект. монография)https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Ягов-кол.моногр.А4.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3) Пензенский край в истории и культуре России (коллект. монография)https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Ягов-кол.моногр.А4.pdf 6. Новая экономическая политика в Пензенском крае. 1 Проблемный диалог «Нэп глазами его очевидцев (крестьян, рабочих, нэпманов, представителей Советской власти)». Конференция «Мероприятия нэпа в экономике, политике, культуре в Пензенском крае». 7. Экономическое и политическое развитие Пензенского края в 19261939 годы. 1 Составление хронологической таблицы «Ход реализации индустриализации и коллективизации в Пензенском крае в 1926-1939 годы». Проект «Крупные предприятия на территории Пензенского края, города, района, населенного пункта»). Исследовательская работа «Коллективизация на территории Пензенского края, 8. Культура 19201930-х годов. 1 города, района, населенного пункта»). Проблемный диалог «Индустриализация в Пензенском крае в 1926-1939 годы глазами его очевидцев (крестьян, рабочих, представителей Советской власти)». Дебаты «Оценка коллективизации и оценка людей разных поколений (деды, родители, сверстники)». Круглый стол «Общественнополитическая жизнь Пензенского края в 1930-е годы». Конференция «Экономическое и политическое развитие Пензенского края в 1926-1939 годы». Составление альманаха видных представителей культурыПензенског о края 1920-1930-х годов. Проект «Крупные писатели нашего края». Выставка «Развитие просвещения в Пензенском крае и в вашем городе, селе, районе». Литературномузыкальная гостиная «Выдающиеся деятели культуры Пензенского первой четверти XX века». Просмотр и обсуждение фильма 6. «Народные ремесла и промыслы 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3) Пензенский край в истории и культуре России (коллект. монография)https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Ягов-кол.моногр.А4.pdfИван 3) Мозжухин. Легенды мирового кино.Иван Мозжухин. YouTube Легенды мирового кино - 9. Пензенский край в предвоенные 1938-1941 годы. 1 1011. Пензенцы на фронтах Великой Отечественной войны. 2 Пензенского края». Телепроект «Добро пожаловать в Пензенскую область. Конференция «Провинция – мощный духовный потенциал русской культуры «серебряного века». Составление хронологической таблицы «Важнейшие достижения в культуре Пензенского края в первой четверти XX века». Конференция «Основные черты культуры 1920-1930х годов: новые веяния, достижения, успехи и утраты». Просмотр и обсуждение фильма«Пензенской области исполнилось 80 лет». Исследовательская работа «Оборонномассовая работа в Пензенской области в предвоенные годы». 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3) Фильм «Пензенской области исполнилось 80 лет». Пензенской области исполнилось 80 лет смотреть онлайн видео от Пензенская область в хорошем качестве. (rutube.ru) Проект «Участие в 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Великой Т.1. Отечественной https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe войне воинских nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en соединений, ciklopediya_т1.pdf; Т.2. сформированных на https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe территории nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en Пензенской ciklopediya_т2.pdf области». 2) Пензенский край в истории и культуре Конференция России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. «Пензенсцы – участники Великой Отечественной войны». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3) Пензенский государственный краеведческий музей. Рубрика «Пензенская область в годы Великой Отечественной войны» №3 — Пензенский государственный краеведческий музей (km-penza.ru) 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3) Почему Пенза достойна звания «Город трудовой доблести» - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) 4)Фильм 2 "Пензенская область в годы Великой Отечественной войны" 5) Государственный архив Пензенской области. Два города - одна трудовая судьба (arhivpnz.ru) 12. Военная экономика. 1 Просмотр и обсуждение фильмов «Почему Пенза достойна звания «Город трудовой доблести» и фильм 2 «Пензенская область в годы Великой Отечественной войны». 1317. Проектная деятельность. Экскурсии. 5 Конференция «Пензенская область в годы Великой Отечественной войны». Защита проектов «Пензенцы – участникиВеликой Отечественной войны». Защита проектов «Пензенцы – герои трудового фронта». ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 11 класс № п/п 1. Наименование Количест Виды деятельности разделов и тем во часов программы курса Послевоенные 1 Составление годы (1946таблицы 1960-е годы). «Промышленное производство Пензенской области». Диспут «Листая старый альбом. Быт людей, облик городов и сел Пензенской области в послевоенные годы». 2. От «оттепели» к «застою». 1 Круглый стол «Реформы 1960-х годов и Пензенский край». Дебаты «Н.С. Хрущев и его время в памяти наших земляков». Конференция «Пензенский край в 1970-е годы». 3. Достижения и неудачи (середина 1960 – середина 1980-х годов). 1 Круглый стол «Изменения в развитии экономики в Пензенской области в 1960-1980е годы». Диспут «Достижения и неудачи (середина 1960 – середина 1980-х годов). 4. Культура 19501980-х годов. 1 Составление таблицы «Направления Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3) ЭБ ПОБ - Пенза. Листая старый альбом...: фотографии 1940-х - 1960-х гг.: [фотоальбом] (liblermont.ru) 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3) ЭБ ПОБ - Пенза. Листая старый альбом...: фотографии 1940-х - 1960-х гг.: [фотоальбом] (liblermont.ru) 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irki mpi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe 5. Россия и 1 Пензенская область в 19801990-е годы. 6. Население Пензенской области начале XXIвека. культуры в Пензенской области в 1950-1980-х годах». Просмотр и обсуждение фильма 6. «Народные ремесла и промыслы Пензенского края». Телепроект «Добро пожаловать в Пензенскую область. Составление «Известные представители культуры и искусства Пензенского края в 1950-1980-х годах». Конференция «Противоречивость культурной жизни Пензенского края в 1950-1980-х годах». Диспут «Экономический кризис в Пензенской области в 1980-1990е годы». Дебаты «Политические партии и движения Пензенской области в 1980-1990-е годы». 1 в Проект «Демографическая характеристика Пензенской области в начале XXIвека». Круглый стол «Участие Пензенской области в реализации национального проекта «Демография». nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irki mpi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3) Фильм 6. «Народные ремесла и промыслы Пензенского края». Телепроект «Добро пожаловать в Пензенскую область. http://welcome2penza.ru/about-theregion/video-about-the-penza-region/ 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf3)P enzenskaya_oblast_v_cifrah_i_factah_1987. pdf (liblermont.ru) 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3) Демографический прогноз для 7. Культура и образование Пензенской области в начале XXIвека. 1 Круглый стол «Система образования Росси и Пензенской области». Исследовательская работа «Дополнительное образование Пензенской области». Исследовательская работа «Профессиональное образование Пензенской области». Проект «Памятники истории и культуры Пензенской области». Проблемный диалог «Роль средств массовой информации в сохранении историкокультурного наследия Пензенского края». Конференция «Роль Пензенского каря в культуре России» 8. Национальные и религиозные культурные традицииПензе нской области. 1 Выставкапрезентация «Народы Пензенского края. Национальные культурные традиции». Круглый стол «Пензенская область – территория диалога культур». Дискуссия «Религия народов Пензенской области». Пензенской области с учетом Пенсионной реформы.alekhin-yashin.pdf (teoria-practica.ru) 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_m1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdfono gr__a4.pdf3) История музыкальной культуры города Пензы. Istoriya_muz_kultury_Penzy.pdf (liblermont.ru)4) Культурное наследие Пензенской области. Культурное наследие Пензенской области (gks.ru)5) Мавлюдов И. Н., Пугачева Н. П.Культура Пензенского края.Справочное пособиеn.p.pugacheva-i.n.mavljudovkultura_penzenskogo_kr.pdf (ucoz.ru) 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_m1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en 9. Пензенская область субъект Российской Федерации. 1 Круглый стол «Органы власти Пензенской области и их полномочия». Дискуссия «Законодательство России и Пензенской области». – 10. Пензенская символика. 1 Выставкапрезентация «Особенности культурноисторического развития Пензенского края в его символике». 11. Выборы и политические партии. 1 Диспут/дебаты «Особенности изменений в избирательном праве в 1990-2020-х годах». Круглый стол «Политические установки партийный структур в современной России». 12. Экономическое развитие: испытания и перспективы. 1 Сравнительный анализ «Социальноэкономическое развитие Пензенской области ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdfono gr__a4.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т1.pdf; Т.2. в начале XXIвека». Круглый стол «Социальная инфраструктура в первые десятилетия XXI века в Пензенской области». Проект «Направления международного сотрудничества Пензенской области на современном этапе». Проектная 5 деятельность. Экскурсии. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1317. 17 https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_en ciklopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf