МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Управление образования администрации Каменского района МОУ СОШ с. Батрак РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Безопасность дорожного движения» для обучающихся 7 класса с. Батрак 2023 1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7 КЛАСС Введение. Общие правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Пожаробезопасность. Содержание, цель, задачи образовательной программы «ЮИД». Обобщение опыта работы, ведение летописи. Вводная диагностика. Раздел 1. Улица Тема 1.1 ПДД – залог безопасности пешеходов. Ответственность пешеходов. Дисциплинированное, осторожное и безопасное поведение на улице. Обобщение знаний по ПДД. Тема 1.2 ДТП с участием детей, предупреждение ДТП. Виды ДТП и их последствия. Что такое ДТП. Виды: столкновение, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на животных. Причины ДТП. Статистика ДТП – общая, детский дорожно-транспортный травматизм. Характеристика происшествий. Виды происшествий: лобовое столкновение, удар в бок автомобиля, резкое торможение, удар автомобиля сзади, переворачивание автомобиля, столкновение автомобиля с пешеходами. Средства безопасности и профилактики ДТП. Ремни безопасности (жёсткие, инертные). Подголовники, подушки безопасности. Детские удерживающие устройства. Практические занятия: Рисование, ролевые игры, создание проекта, экскурсии. Раздел 2. Дорога Тема 2.1 Принципы приоритетности регулирования дорожного движения. Светофоры. Сигналы регулировщика. Обгон, перестроение, встречный разъезд транспортных средств. Выбор скоростного режима движения. Специальные опознавательные сигналы ТС. Движение транспорта через перекрёстки. Движение по дорогам с трамвайными путями. Движение через железнодорожный переезд. Знаки, дорожная разметка. Принципы приоритетности регулирования дорожного движения. Светофоры. Сигналы регулировщика. Пешеход в дорожном движении. Тема 2.2 Состояние дорог, тормозной путь Виды дорожного покрытия, состояние дорог. Государственный контроль за техническим состоянием дорог. Выбор скоростного режима движения. Тормозной путь. Что влияет на увеличение и уменьшение тормозного пути. Расчёт тормозного пути. Основные понятия: «остановочный путь», «тормозной путь», «время реакции водителя», «занос», «водяной клин». 2 Практические занятия: Моделируем дорожную ситуацию, подвижные игры, экскурсии. Раздел 3. Транспорт Тема 3.1 Допуск транспортных средств к эксплуатации. Государственный контроль. Государственный контроль за техническим состоянием транспортного средства, исправностью и безопасность при эксплуатации осуществляет служба технического надзора ГИБДД. Условия допуска велосипеда к эксплуатации: исправные тормоза, руль, звуковой сигнал, элементы пассивной безопасности катафоты, световозвращатели, фонарь красного, белого цвета. Тема 3.2 Юный автолюбитель. Эволюция транспорта Автосалон «История одного автомобиля». Современный мототранспорт. Экстремальные виды спорта: авторалли, мотогонки, велотриал, спидвей, гонки на выживание, картинги. Суперлёгкие мотоциклы, мопеды, мотовездеходы (квадроциклы), снегоходы. Скоростные велосипеды, спортивные велосипеды «тандем». Экипировка. Строение автомобиля. Техническая характеристика. Правила вождения. Тема 3.3 Движение с уважением Выпуск наглядной агитации по дорожной безопасности листовок, памяток. Тема 3.4 Велосипедист в дорожной безопасности Знаки, регламентирующие движение велосипедистов. Проезд перекрёстков: регулируемых, нерегулируемых. Одиночное движение, движение колонны велосипедистов, движение группами. Движение велосипедистов по велосипедным дорожкам. Звуковые сигналы. Предупреждающие сигналы – поворот на лево, на право, стоп (левой, правой рукой). Запрещённые манёвры в движении водителей велосипедов, мопедов (велосипед с подвесным двигателем). Перевоз груза и пассажиров. Практические занятия: Экскурсии, наблюдения, познавательные игры, защита проектов, викторины, акции, отработка навыков безопасной езды на велосипеде. Раздел 4. Основы медицинских знаний Тема 4.1 Алгоритм действий при ДТП Виды, причины, последствия ДТП. Виды травм. Первые неотложные действия на месте аварии. Извлечение пострадавших из повреждённого автомобиля. Диагностика состояния здоровья пострадавшего: схема ПО – ПП – ВО. Состав автомобильной аптечки. Тема 4.2 Первая помощь при ДТП Строение опорно-двигательного аппарата (скелет, кости, мышцы, 3 суставы и др.). Типичные травмы: переломы, вывихи, ушибы, растяжения, переломы, ожоги. Первая помощь при ДТП. Алгоритм действий при ДТП. Практические занятия: Решение теоретических задач, отработка приёмов оказания первой доврачебной помощи, ролевые игры. Раздел 5. Пропаганда безопасности дорожного движения Выступление агитбригады. Выпуск наглядной агитации. Презентация проектов (фото-, видеорепортажи). Обобщение знаний. Итоговое занятие по курсу ПДД Обобщение знаний. Подведение итогов. Диагностика тест-опрос. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание: взаимодействие с сотрудниками Госавтоинспекции помогает узнать и понять профессию, которую кто-то из ребят, возможно выберет для себя. Гражданское воспитание: изучение правил дорожного движения как законодательного акта помогает детям понять необходимость соблюдать законы РФ в целом, воспитывает у них чувство долга перед Родиной. Духовно-нравственное воспитание: готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм культуры человека; понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в дорожном движении. Эстетическое воспитание: понимание роли знаний правил дорожного движения в формировании эстетической культуры личности. Формирование культуры здоровья: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни, позволит хорошо изучить правила дорожного движения и умение ими пользоваться. осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения вблизи дорог; сформированность навыка рефлексии, управление собственным 4 эмоциональным состоянием. Трудовое воспитание: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) дорожной направленности, интерес к практическому изучению правил дорожного движения. МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД определять цель деятельности; учиться обнаруживать и формулировать проблемы; устанавливать причинно-следственные связи; вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; Познавательные УУД добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности; Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса «является сформированность следующих умений: Универсальные учебные действия: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: сравнивать предметы по их положению в пространстве; определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему; соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); 5 различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»; самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближедальше, рядом, около и пр.); различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт. 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки); ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно); выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения; различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных); в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»; объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД); различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота; оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги; группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный». 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы курса Кол-во часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Введение. Повторение учебного материала по дорожной безопасности 1 Слушание учителя, беседа, самостоятельная работа с инструкцией, оформление тетрадей. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5829 /start/104179/ 2 ПДД – залог безопасности пешеходов ДТП с участием детей, предупреждение ДТП Принципы приоритетности регулирования дорожного движения. Светофоры. Сигналы регулировщика. Состояние дорог, тормозной путь 2 Работа с раздаточным материалом. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4980 /train/78016/ 4 Обобщение и закрепление полученных знаний. https://urok.1sept.ru/articles/619983 4 Изучение дорожных знаков, https://urok.1sept.ru/articles/593948 поведение во дворах и парковых зонах. 2 Обобщение и закрепление полученных знаний. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4816 /main/99394/ Допуск транспортных средств к эксплуатации. Государственный контроль. Юный автолюбитель. Эволюция транспорта Движение с уважением Велосипедист в дорожной безопасности 3 экскурсия в центр «Государственного технического осмотра и регистрации транспорта» Пензенской области (онлайн), наблюдение Обобщение и закрепление полученных знаний. https://resh.edu.ru/subject/lesson/1878 /start/ Алгоритм действий при ДТП Первая помощь при ДТП 3 4 5 6 7 8 9 10 11 5 Обобщение и закрепление полученных знаний. Обобщение и закрепление полученных знаний. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3499 /start/157198/ https://urok.1sept.ru/articles/637197 2 викторина 2 Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3330 /start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5835 /main/120313/ 2 3 7 12 13 Пропаганда безопасности дорожного движения Обобщение знаний. Итоговое занятие по курсу ПДД ИТОГО: 2 Обобщение и закрепление полученных знаний. 2 Итоговая диагностика https://resh.edu.ru/subject/lesson/3499 /start/157198/ 34 8