МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Управление образования администрации Каменского района МОУ СОШ с. Батрак РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «География Пензенского края» для обучающихся 8 – 9 классов с. Батрак 2023 1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 8 КЛАСС Тема 1. Особенности физико-географического положения Пензенской области на карте России Оценка ФГП Пензенской области, его влияние на природные условия и ресурсы. Площадь. Границы. Практическая работа. Работа с картой: Определение географических координат крайних точек Пензенской области. Определение расстояния в градусах и километрах от административного центра (г. Пенза) до западной, восточной, северной и южной крайних точек области. Определение расстояния от своего населенного пункта до Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Екатеринбурга, Красноярска и Владивостока Тема 2. История освоения и изучения территории региона Первые поселения. Формирование и развитие территории в XVII – ХХ вв. Формирование аграрно-индустриальной специализации. Практическая работа. Заполнение таблицы «Основные этапы заселения и хозяйственного освоения территории Пензенской области». Подготовка докладов: «Пензенский край в составе Золотой Орды», «Засечные черты, их роль в освоении территории». Тема 3. Геологическое и тектоническое строение Геологическая и тектоническая карты Пензенской области. Изучение осадочного чехла древней платформы. Горные породы, слагающие территорию. История формирования основных форм рельефа. Практическая работа. Работа с картой: Используя физическую, геологическую и тектоническую карты объяснит. взаимосвязь рельефа и глубины залегания фундамента. Определить коренные породы в северо-западной, северовосточной и юго-западной частях области. Объяснить различия. Заполнить таблицу «Геохронология формирования территории области» Тема 4. Особенности рельефа Влияние внешних факторов на формирование рельефа. Крупные элементы рельефа (Приволжская возвышенность и Окско-Донская низменность). Современные процессы рельефообразования. Практическая работа. Работа с картой: проследить, как изменяется общий характер рельефа с запада на восток. Объяснить изменения. Пользуясь геоморфологической картой атласа Пензенской области, выявить типы рельефа и их географическую приуроченность. Работа с контурной картой: провести условную границу между Приволжской возвышенностью и Окско-Донской низменностью, подписать основные формы рельефа в их пределах. Рассчитать, во сколько раз гора Эльбрус выше, чем самая высокая точка, а Прикаспийская низменность – ниже, чем самая низкая точка Пензенской области. Тема 5. Климат и климатические ресурсы Климатообразующие факторы и процессы. Солнечная радиация и тепловой 2 режим. Климатические ресурсы. Круглый стол на тему: «Возможности человека в сохранении климата». Практическая работа. Вычертить совмещенные графики годового хода температур и осадков в Пензе. Объясните выявленные закономерности. Тема 6. Погода в разные сезоны года Характеристика погодных условий в зимний, весенний, осенний и летний периоды. Творческое задание: Используя дополнительные источники информации, найти стихи и высказывания известных авторов, иллюстрирующие погоду Пензенской области. Написать эссе на тему: «Моё любимое время года». Тема 7. Поверхностные воды Общая характеристика речной сети. Зависимость формирования водных ресурсов от годового количества осадков, их распределения в течение года, показателей испаряемости, характера подстилающей поверхности и геологического строения. Реки области принадлежат бассейнам Волги и Дона, водораздел между этими бассейнами проходит по Керенско-Чембарской возвышенности. Самые крупные реки – Сура, Мокша, Хопёр. В области более 2 700 рек, речек и ручьёв и около 240 озёр и 200 болот. Практическая работа. Рассчитать величину падения реки Суры. Пользуясь статистическими данными в атласе Пензенской области, рассчитать долю бассейнов рек Суры, Мокши, Хопра, Вороны, Выши, Кадады и Узы, находящихся в пределах Пензенской области. Расположите бассейны рек в порядке убывания. Дать описание реки, протекающей рядом с вашим населённым пунктом Тема 8. Подземные воды Подземные воды по особенностям залегания подразделяются на грунтовые и межпластовые, в том числе артезианские. На территории области насчитывается 2–2,5 тысячи родников. По концентрации минералов подземные воды подразделяются на пресные и минеральные, которые используются в лечебных целях. Практическая деятельность. Примите участие в расчистке ближайшего к вашему населенному пункту родника. Тема 9. Почвы и почвенные ресурсы Почвы нашей области сформировались в умеренно-континентальном климате с тёплым летом и относительно холодной зимой, при четкой выраженности сезонов года, достаточном увлажнении и периодически промывном водном режиме. Почвообразующие породы влияют на механический, химический состав, физические свойства и плодородие почв. Основными почвообразующими породами являются четвертичные отложения. Типы почв Пензенской области. Тест по теме «Почвы и почвенные ресурсы». Тема 10. Растительный и животный мир Растительные сообщества лесов, степей. Азональная растительность. Флористическое разнообразие. Общее количество изученных на сегодняшний момент высших растений, произрастающих на территории области, насчитывает 1262 вида, видовое разнообразие дополняют 255 видов лишайников, 171 вид 3 мохообразных растений и 871 вид грибов. Видовое разнообразие животного мира, включающее около 2600 видов насекомых и более 340 видов позвоночных животных, в том числе около 50 видов рыб, 10 видов – земноводных, 8 – пресмыкающихся, 200 – птиц, 73 – млекопитающих. Практическая деятельность. Определите виды растений, произрастающие на вашем пришкольном участке и насекомых вашего района. Тема 11. Охрана окружающей среды Природоохранная деятельность в Пензенской области имеет давнюю историю. Организатором и руководителем работ по выявлению территорий, представлявших интерес с природоохранной точки зрения, ещё в начале ХХ века был студент Иван Иванович Спрыгин – будущий профессор, один из основоположников природоохранного дела в России. Государственный природный заповедник Приволжская лесостепь. Памятники природы. Пензенский ботанический сад имени И.И. Спрыгина. Круглый стол на тему: «Охраны окружающей среды»: Какие интерактивные способы сохранения видового разнообразия флоры и фауны вы можете предложить? Какие действия необходимы со стороны школьников для увеличения численности и видового разнообразия? Разработайте проект «Возможности и последствия увеличения видового разнообразия растений и животных в Пензенской области», защитите его в классе. Тема 12. Физико-географическое районирование Все ландшафты Пензенской области объединены в 4 группы, отличающиеся происхождением и развитием. Первая группа названа «Лесостепные ландшафты эрозионноденудационных равнин высокого плато Приволжской возвышенности», т.к. эта территория наиболее приподнята, не подвергалась оледенению в четвертичный период и всегда испытывала денудацию и эрозию. Вторая – «Лесостепные ландшафты вторичных моренных равнин низкого плато Приволжской возвышенности» – подвергалась днепровскому оледенению и почвы развивались на сильно выветренной и размытой морене (ледниковых отложениях). Третья группа – «Лесные ландшафты водно-ледниковых равнин ОкскоДонской равнины» – отличается пониженным рельефом, по которому текли реки после таяния ледника. Четвертая группа – «Долинные ландшафты», которые тоже образовались в результате транспортировки талых вод ледника. Практическая работа. Работа с контурной картой: нанести на контурную карту границы физико-географических районов Пензенской области и подписать их. Тема 13. Природа и человек Литосфера и человек. Влияние хозяйственной деятельности на рельеф вашей местности. Атмосфера и человек. Неблагоприятные явления климата и погоды. Гидросфера и человек. Использование водных ресурсов. Диспут о роли человека в сохранении природы Проект «Школьная экологическая тропа» 4 Тема 14. Зачет. Контрольный урок Итоговый тест. Защита творческих проектов. 9 КЛАСС Тема 1. Экономико- и политико-географическое положение. Пензенская область на экономической карте России Оценка ЭГП Пензенской области. Изменчивость ЭГП во времени. Политико-географическое положение. Формирование специализации. Структура валового регионального продукта. Стратегия инновационного развития. Практическая работа. Пользуясь текстом учебника и источниками дополнительной информации, заполнить таблицу «Этапы формирования ЭГП Пензенской области». Тема 2. Административно-территориальное устройство Изменение во времени границ и состава территории. Изменение во времени границ и состава территории. Практическая работа. Работа с контурной картой: нанести районные центры Пензенской области. Тема 3. Хозяйственная оценка природных условий. Ресурсный потенциал Пензенская область расположена в комфортных природных условиях, оказывающих благоприятное воздействие на жизнь людей. Степень комфортности составляет 4 балла из 5, за исключением районов с нарушенным экологическим равновесием. Природные условия различаются в разных частях области. Наиболее комфортные природные условия в южных и юго-западных районах, менее благоприятные – в северо-восточных. Задача сохранения природных богатств региона невыполнима без их рационального использования. Практическая работа. Работа с картой: Изучив физическую карту Пензенской области, проследить, как изменяется общий характер рельефа при продвижении с запада на восток. Объяснить изменения. По климатической карте атласа определить, в каком направлении изменяются температура и количество осадков в июле. Объяснить характер изменений. Как эти различия сказываются на специализации хозяйственной деятельности? Пользуясь статистическими данными в атласе Пензенской области, расположить бассейны крупных рек, протекающих по территории области в порядке их убывания. Определить реки, воды которых в наибольшей степени используются для орошения. По карте атласа определить распространение основных типов растительности Пензенской области. Объяснить различия. Тема 4. Численность населения. Особенности демографической политики региона Динамику численности населения оценивают по официальным переписям, последние переписи прошли в 1989, 2002, 2010 и в 2021 годах. 5 С 1939 года численность населения области сократилась почти на 350 тыс. чел., более 200 тыс. чел. пришлось на предвоенные, военные и первые послевоенные годы. Длительное время сохраняется тенденция уменьшения рождаемости. Минимальная рождаемость была в 1999 г., с 2000 г. наметилась её тенденция к росту, что связано с демографической политикой федерального и местного правительства, однако коэффициент рождаемости пока меньше, чем показатели смертности. Высокие показатели смертности связаны с увеличением доли пожилых людей, отсутствием понимания важности здоровья, распространением вредных привычек, невысоким уровнем жизни. Круглый стол на тему «Демографическая ситуация в Пензенской области в ближайшие 20 лет». Рассмотрите позитивный и негативный сценарий развития ситуации. Тема 5. Размещение населения. Миграции. Формы расселения На начальных стадиях освоения территории определяющими были природные условиями, поэтому равнинная западная часть области была более освоенной. В конце XIX в. с постройкой железных дорог Пенза оказалась местом их пересечения, что усилило её привлекательность для размещения промышленных объектов, развития и заселения центральной части региона. На северо-востоке и юго-востоке, удалённых от транспортных магистралей, обладающих менее благоприятными природными условиями, темпы освоения и заселения территории были ниже. Плотность населения Пензенской области составляет 31 чел./км2 – это больше, чем в среднем по России. Плотность сельского населения за последние 80 лет сократилась с 34 до 9,9 чел./км2. Наиболее высокая плотность сельского населения в пригородных районах областного центра, наименьшая – в сельской глубинке. Тема 6. Трудовые ресурсы и рынок труда В структуре населения области 54 % составляют женщины, 46 % – мужчины. Продолжительность жизни за последние 15 лет увеличилась с 65,7 до 73,1 лет, по этому показателю Пензенская область занимает 19 место среди субъектов России. Демографическая ситуация и миграции продолжают негативно сказываться на трудовом потенциале, поэтому доля лиц трудоспособного возраста меньше, чем в России. Безработица в основном обусловлена несбалансированностью рынка труда. Среди безработных преобладают мужчины. Доля безработных составляет около 5 % населения. В отраслевой структуре занятости населения Пензенской области увеличивается доля занятых в непроизводственном секторе экономики. Практическое задание: Выяснить профессиональный состав вашей семьи в широком понимании этого слова. В каких сферах трудовой деятельности заняты ваши родственники, постройте круговую секторную диаграмму, отражающую эти особенности. С какой профессиональной сферой вы планируете связать своё будущее? Что вы знаете о своей будущей профессии, какие личностные качества 6 вам необходимо развить? Тема 7. Особенности региональной экономики Основные экономические показатели. Отрасли специализации (факторы размещения). География производств города. Ведущие предприятия и их роль в области. Внешнеэкономические связи. Инвестиционная привлекательность города. Практическая работа: Посещение крупных предприятий с целью комплексного описания предприятия, формирования у учащихся правильного представления о современном производстве (экскурсия); изучение обеспечения населения товарами народного потребления и услугами, развитие социальных отраслей. Творческая работа. Проект «Составление модели хозяйства населенного пункта; определение его структуры, соотношение отраслей, степени их развития». Тема 8. Добывающая промышленность. ТЭК Природный потенциал для развития добывающей отрасли. Проблемы добывающей промышленности региона. Становление и развитие энергетики. Топливно-энергетический баланс региона. Энергосистема. Проблемы и модернизация ТЭК. Творческая работа. Проект «Модернизация энергетического хозяйства своего населенного пункта» Тема 9. Металлургия и машиностроение В Пензенской области отсутствуют крупные месторождения руды и угля, поэтому получила развитие только передельная металлургия. Крупнейшим металлургическим предприятием Пензенской области является компания ООО «Литейно-механический завод «МашСталь», где производят передельный чугун, различные марки сталей и литьё. С 2008 года «МашСталь» – одно из ведущих металлургических предприятий страны. Потребителями готовой продукции завода являются крупнейшие металлургические предприятия России и стран СНГ. Ещё одним крупным металлургическим предприятием стал Пензенский кузнечно-прессовый завод – компания, лидирующая в центральной России в области штамповки сложных конструкций для атомной и тепловой энергетики, железнодорожного транспорта, газовой, нефтяной, металлургической, химической и других отраслей промышленности. Цветная металлургия представлена литьём из сплавов цветных металлов. Диспут: Как изменилась бы отраслевая и территориальная структура хозяйственного комплекса Пензенской области, если бы, например, в Неверкинском районе было обнаружено крупное месторождение железной руды? Какие последствия для экологии имело бы это событие? Творческая работа. Проект: «Первые машиностроительные предприятия Пензенской области», Проект: «Машиностроение Пензенской области в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы», Проект: «Конверсия машиностроительных заводов: выгоды и просчёты», Проект: «Роль механизмов и приборов в жизни людей». 7 Тема 10. Химическая и лесная промышленность Химическая промышленность области не относится к категории ведущих отраслей. Наибольшее развитие из отраслей химической промышленности получила фармацевтика. Самое крупное предприятие отрасли – ОАО «Биосинтез», который является одним из ведущих экспортёров фармацевтической продукции России. Одним из направлений развития импортозамещающих производств стала модернизация региональной фармацевтики. Леса произрастают на 1/5 территории области, в Городищенском, Никольском, Сосновоборском, Земетчинском районах половина территории покрыта лесом. Главными целями функционирования лесного хозяйства являются: организация охраны лесов от пожаров, защита от вредных организмов, восстановление лесов, улучшение экологической обстановки. Около 1/3 от лесопокрытой площади занимают искусственные насаждения. Ведущие отрасли лесной промышленности региона – лесозаготовка, производство пиломатериалов, мебели и бумаги. Творческая работа. Проект: «Исторически возникшие отрасли лесной промышленности Пензенской области». Тема 11. Сельское хозяйство Многоотраслевое растениеводство специализируется на возделывании зерновых (озимой и яровой пшеницы, ячменя, овса, ржи) и технических культур (подсолнечника, сахарной свёклы). Значение зерновых культур в структуре посевной площади имеет тенденцию к снижению, а технических культур – к увеличению. Предполагается реализация нескольких инвестиционных проектов по производству и переработке льна, конопли, грибов, возрождению производства чечевицы, развитию садоводства и цветоводства. В Пензенской области сложилось многоотраслевое животноводство. Ведущими отраслями животноводства являются скотоводство и промышленное птицеводство. Осуществляется строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и ферм, вводятся в эксплуатацию новые молочные комплексы. Интенсивность роста мясного скотоводства несколько ниже, чем молочного. Максимальные темпы наращивания производства сохраняются в птицеводстве. Для дальнейшего развития отрасли построен генетический центр, что способствует усилению позиций области в производстве и переработке мяса бройлеров. Творческая работа. Подготовьте сообщение о развитии животноводства в вашем районе. Докажите, что строительство новых и модернизация существующих животноводческих комплексов позитивно отражается на социально-экономической ситуации в районе. Тема 12. Пищевая и легкая промышленность Пищевая промышленность как отрасль хозяйства зародилась в Пензенской области в XVIII веке. Современная пищевая промышленность занимает одно из первых мест в структуре промышленного комплекса. Рассредоточена по всей территории области, что связано с потребительским фактором и с необходимостью переработки малотранспортабельного сельскохозяйственного 8 сырья. Ведущими отраслями пищевой промышленности стали: мясная, молочная, кондитерская, сахарная, хлебопекарная, мукомольная и макаронная. Предпосылками становления и развития лёгкой промышленности в XVIII веке стали широко распространённые местные ремёсла и промыслы. Наиболее развитыми отраслями лёгкой промышленности были: суконная, швейная и кожевенно-обувная. В 1990-е годы лёгкая промышленность испытала спад производства во всех отраслях из-за сокращения привозного сырья и резко возросшей внешней конкуренции. Диспут: Какие проблемы, по-вашему, характерные в целом для лёгкой промышленности России, присущи и пензенским производствам? Предложите возможные варианты решения этих проблем. С какими межотраслевыми комплексами при этом должны быть налажены наиболее тесные связи? Диспут: Отрасли пищевой и лёгкой промышленности стимулируют, как правило, индустриализацию хозяйства региона. Организуйте дискуссию в классе и предложите проект создания новых производств по переработке сельскохозяйственной продукции. Подумайте, какие последствия это будет иметь для вашего населённого пункта? Тема 13. Промышленность строительных материалов. Транспорт Пензенская область богата сырьём для выпуска строительных материалов. В структуре промышленности строительных материалов преобладает производство сборных железобетонных и бетонных изделий, производство кирпича и цемента. Крупнейшими новыми предприятиями отрасли строительных материалов в ПФО стали производители цемента ООО «Азия Цемент» и ОАО «ЭкоИнвест». Творческий проект: «Хрустальное производство Никольска». Тема 14. Нематериальная сфера Пенза – крупнейший транспортный узел. Детская железная дорога. Социальная инфраструктура (уровень развития сферы услуг: ЖКХ, образование, здравоохранение, организация отдыха населения и т.д). Микросоциологическое исследование: выявление знаний и отношений населения города к объектам природного и культурного наследия Проект «Путеводитель по Пензе (полезная информация для путешественника»). Проект «Семь чудес Пензы» Проект «Мои любимые места в Пензе» Проект «Пенза, моя вдохновительница» Тема 15. Экономико-географическое районирование В основу районирования положены различия экономико-географического положения, агроклиматических условий, специализации и выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, развития социальной сферы, уровня жизни. За почти тридцать лет в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране и в регионе произошли значительные изменения в специализации и социально-культурной сфере экономических районов. Выделяются пять экономических районов: Центральный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Юго-Западный и Северный. Творческий проект: «Гербы субъектов, входящих в состав района как 9 отражение исторических, культурных и экономических особенностей районов». Творческая работа: Определение перспектив развития города, своего места в общественной и экономической жизни города Пензы. Тема 16. Защита творческих проектов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В школьном возрасте многие психические и личностные новообразования находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития. Это происходит индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «География Пензенского края» в области личностных и метапредметных достижений по годам обучения нецелесообразно. Исходя из этого, планируемые результаты начинаются с характеристики обобщённых достижений в становлении личностных и метапредметных способов действий и качеств субъекта учебной деятельности, которые могут быть сформированы у школьников к концу обучения. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения курса "География Пензенского края" являются формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм. Гражданско-патриотического воспитания: 1) становление ценностного отношения к своей малой родине; понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; 2) осознание своей этнокультурной и гражданской идентичности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя своего населенного пункта, Пензенской области, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за Родину, свой родной край, населенный пункт, народ и историю родного края, осознание ответственности человека за общее благополучие родного края и родной страны; 3) осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 4) освоение содержания традиций культуры родного края, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. 5) осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); 6) патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; Духовно-нравственного воспитания: 1) проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; 2) принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на 10 проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; 3) применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре и другим видам искусства, которыми славится родной край, восприимчивость к традициям и творчеству народов, населяющих Пензенскую область, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; Формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: 1) выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); 2) приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания. Экологического воспитания: 1) осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе родного края, неприятие действий, приносящих ей вред; 2) художественно-эстетическое наблюдение природы родного края и её образа в произведениях искусства. Ценности научного познания: 1) осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. В процессе освоения дисциплины у учащихся: • воспитываются целеустремленность, доброта, ответственность, забота, взаимопонимание и взаимовыручка; • складывается устойчивая мотивация к общественно-полезной деятельности, стремление принести окружающим людям пользу; • приобретаются личностные качества, которые позволяют сказать «нет» асоциальным явлениям, имеющим место в жизни современной молодежи; • вырабатывается стремление к самообразованию, чувство ответственного отношения к своей жизненной позиции; • эти качества характеризуют ребенка как личность, имеющую экологически, экономически ориентированное сознание в условиях современного состояния окружающей среды, ответственную за сохранение природного и культурного наследия родного края, своего здоровья. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Базовые логические действия: 1) понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; 2) сравнивать объекты окружающего мира родного края, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; 11 3) выявлять недостаток информации для решения практической задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: 1) проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения за явлениями/объектами природы родного края; 2) определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; 3) формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 4) проводить по предложенному плану несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); 5) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (исследования). 3) Работа с информацией: 1) использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом практической задачи; 2) согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; 3) находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; 4) читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); 5) соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); 6) анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с практической задачей; 7) фиксировать полученные результаты в текстовой форме (выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: 1) в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; 2) признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; 3) соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; 4) использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; 5) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 6) конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; 12 7) находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; 8) готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: 1) Самоорганизация: а) планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; б) выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: а) осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; б) находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); в) предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3) Самооценка: а) объективно оценивать результаты своей деятельности; б) оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: 1) понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе работы с краеведческим материалом); 2) коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 3) проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; 4) выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; 5) ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро изменяющемся мире и адекватной 13 ориентации в нем; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик географической среды, в том числе ее экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания; 14 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС № п/ п 1. 2. 3. Наименование разделов и тем программы курса Особенности физикогеографического положения Пензенской области на карте России История освоения и изучения территории региона Геологическое и тектоническое строение Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы Количес тво часов Виды деятельности 2 Работа с интерактивной картой: Определение географических координат крайних точек Пензенской области. Определение расстояния в градусах и километрах от г. Пенза до крайних точек области 2 Обмен мнениями: «Основные этапы заселения и хозяйственного освоения территории Пензенской области». Подготовка докладов: «Пензенский край в составе Золотой Орды», «Засечные черты, их роль в освоении территории». 1) Пензенский краеведческий форум «Пензовед» http://пензовед.рф 2) Сайт Региональной общественной организации краеведов Пензенской области https://kraevedpnz.ru/ 3) Пензенский государственный краеведческий музей http://km-penza.ru/ 2 Исследовательская практика: Используя физическую, геологическую и тектоническую карты объяснить взаимосвязь рельефа и глубины залегания фундамента. Определить коренные породы в различных частях области. Заполнение таблицы «Геохронология формирования территории области» 1) Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области https://minleshoz.pnzreg.ru/ 2) Пензенская энциклопедия https://penzaenc.ru/ 1) Пензенское областное отделение ВОО Русское географическое общество». http://penza.rgo.ru 2) Региональная общественная организация краеведов Пензенской области https://kraevedpnz.ru / 15 4. 5. 6. 7. 8. Особенности рельефа Климат и климатические ресурсы Погода в разные сезоны года Поверхностные воды Подземные воды 3 3 2 Исследовательская практика: Оценка изменения общего характера рельефа с запада на восток. Выявление типов рельефа и их географической приуроченности. Интерактивное задание: нанесение условной границы между Приволжской возвышенностью и Окско-Донской низменностью Круглый стол на тему: «Возможности человека в сохранении климата». Исследовательская практика. Вычертить совмещенные графики годового хода температур и осадков в Пензе. Объяснить выявленные закономерности Творческое задание: Используя дополнительные источники информации, найти стихи и высказывания известных авторов, иллюстрирующие погоду Пензенской области. Написать эссе на тему: «Моё любимое время года» Рельеф Пензенской области http://inpenza.ru/relefpenzenskoj-oblasti/ 1) Сайт ФГБУ «Приволжское УГМС» http://www.pogoda-sv.ru 2) Погода и климат в Пензенской области http://www.pogodaiklimat.ru/ 1) Погода в Пензенской области https://www.gismeteo.ru/ 2) Погода и климат в Пензенской области http://www.pogodaiklimat.ru/ 2 Исследовательская лаборатория Расчёт величины падения реки Суры. Описание реки, протекающей рядом со школой 1) Пензенская энциклопедия. Категория: Природа, экология https://penza-enc.ru/ 2) Пензенское областное отделение ВОО Русское географическое общество». http://penza.rgo.ru 2 Творческая лаборатория: участие в расчистке Пензенская энциклопедия. Категория: Природа, 16 9. Почвы и почвенные ресурсы Растительный и 10. животный мир Охрана окружающей 11. среды Физико12. географическое районирование 2 ближайшего к населенному пункту родника Творческое задание: анализ почвенного среза. Блиц – опрос: «Почвы и почвенные ресурсы» 3 Виртуальная экскурсия: Определение видов растений, произрастающих на пришкольном участке и насекомых района. Знакомство с голосами птиц, обитающих в Пензенской области и ее районах. Посещение ботанического сада им. И.И. Спрыгина и зоологического музея ПГУ 3 Круглый стол на тему: «Охрана окружающей среды». Обсуждение интерактивных способов сохранения видового разнообразия флоры и фауны. Разработка и защита проекта «Возможности и последствия увеличения видового разнообразия растений и животных в Пензенской области» 4 Творческое задание: Нанесение на контурную карту границ физикогеографических районов Пензенской области экология https://penzaenc.ru/ Пензенская энциклопедия. Категория: Природа, экология https://penzaenc.ru/ 1) Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей «Коротко и ясно о самом интересном» https://xn----stb8d.xn-p1ai/Portfolio/112-2/ 2) «Фауна Пензенской области»: проект для автоматического сбора данных по животному миру Пензенской области https://clck.ru/sKKXt 3) Государственный природный заповедник «Приволжская лесостепь» https://zpls.ru/ 1) Красная книга Пензенской области. Грибы, лишайники, мхи, сосудистые растения https://clck.ru/sJDzu/ 2) Красная книга Пензенской области. Животные https://ecoportal.info/krasnay a-kniga-penzenskoj-oblasti/ 3) Государственный природный заповедник «Приволжская лесостепь» https://zpls.ru/ 1) Ландшафтная карта Пензенской области https://cyberleninka.ru/article/ n/elektronnayalandshaftnaya-kartapenzenskoy-oblasti/viewer 2) Пензенская энциклопедия. Категория: Природа, экология https://penza-enc.ru/ 17 13. Природа и человек Защита творческих 14. проектов ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 Диспут о роли человека в сохранении природы. Проект «Школьная экологическая тропа» 1) Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области https://minleshoz.pnzreg.ru/ 2) Пензенское областное отделение ВОО Русское географическое общество». http://penza.rgo.ru 2 34 9 КЛАСС № п/ п Наименование разделов и тем программы курса Количес тво часов Экономико- и политикогеографическое 1. положение. Пензенская область на экономической карте России 1 2 Административнотерриториальное устройство 1 3. Хозяйственная оценка природных условий. Ресурсный потенциал 1 Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1) Пензенское областное отделение ВОО Русское географическое общество». http://penza.rgo.ru 2) Приоритетные проекты Дискуссия: «Этапы развития Пензенской формирования ЭГП области Пензенской области» https://rg.ru/2021/10/08/regpfo/oleg-melnichenkoozvuchil-prioritetnyeproekty-razvitiia-penzenskojoblasti.html 1) Пензенский краеведческий форум «Пензовед» http://пензовед.рф 2) Сайт Региональной общественной организации Блиц конкурс: краеведов Пензенской нанесение районных области https://kraevedцентров Пензенской pnz.ru/ области 3) Пензенский государственный краеведческий музей http://km-penza.ru/ 4) Сайты муниципальных районов Пензенской области Исследовательская 1) Министерство лесного, лаборатория: Оценка охотничьего хозяйства и изменения общего природопользования характера рельефа при Пензенской области продвижении с запада https://minleshoz.pnzreg.ru/ на восток. 18 4. Численность населения. Особенности демографической политики региона 1 5 Размещение населения. Миграции. Формы расселения 1 6. Трудовые ресурсы и рынок труда 1 7. Особенности региональной экономики 1 Определение рек, воды 2) Пензенская которых в наибольшей энциклопедия https://penzaстепени используются enc.ru/ для орошения. Оценка распространения основных типов растительности 1) Пензенское областное Круглый стол на тему отделение ВОО Русское «Демографическая географическое общество». ситуация в Пензенской http://penza.rgo.ru области в ближайшие 2) Территориальный орган 20 лет». Рассмотрение Федеральной службы позитивного и государственной негативного сценариев статистики по Пензенской развития ситуации области http://pnz.gks.ru Подготовка статистического альманаха. Расчёт динамики 1) Территориальный орган миграционного Федеральной службы прироста/убыли государственной населения внутри статистики по Пензенской Пензенской области, области http://pnz.gks.ru за её пределы, в страны 2) Управление по вопросам СНГ, в другие миграции УМВД России по зарубежные страны с Пензенской области 2015 года по http://pen58_44@mvd.ru настоящее время. Показатель урбанизированности области Трудовые ресурсы Творческий проект: https://rosstat.gov.ru/folder/2 Выяснение 10/document/13211 профессионального 2) Рабочая сила, состава семьи, безработица, занятость в РФ определение https://rosstat.gov.ru/storage/ профессиональных mediabank/2EfrJGVJ/Rab_sil предпочтений a_2020.pdf Экскурсия на крупное 1) Пензенская предприятие с целью энциклопедия. Категория: комплексного Экономика https://penzaописания enc.ru/ предприятия, 2) Приоритетные проекты формирования развития Пензенской правильного области представления о https://rg.ru/2021/10/08/regсовременном pfo/oleg-melnichenkoпроизводстве ozvuchil-prioritetnye(экскурсия); изучение 19 8. Добывающая промышленность. ТЭК Металлургия и 9. машиностроение 1 1 обеспечения proekty-razvitiia-penzenskojнаселения товарами oblasti.html народного 3) Предпринимательство потребления и Пензенской области услугами, развитие https://pnz.gks.ru/enterprise социальных отраслей. Проект «Составление модели хозяйства населенного пункта; определение его структуры, соотношение отраслей, степени их развития». 1) Министерство лесного, охотничьего хозяйства и Проект природопользования «Модернизация Пензенской области энергетического https://minleshoz.pnzreg.ru/ хозяйства населенного 2) Пензенская пункта» энциклопедия. Категория: Экономика https://penzaenc.ru/ Диспут: Как изменилась бы отраслевая и территориальная структура хозяйства Пензенской области, если бы в Неверкинском районе 1) Министерство было обнаружено экономического развития и крупное промышленности месторождение Пензенской области железной руды? Какие https://merp.pnzreg.ru/ последствия для 2) Пензенская экологии имело бы это энциклопедия. Категория: событие? Экономика https://penzaПроект: «Первые enc.ru/ машиностроительные 3) Сайты ведущих предприятия металлургических и Пензенской области», машиностроительных Проект: предприятий региона «Машиностроение Пензенской области в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы», Проект: «Конверсия машиностроительных 20 заводов: выгоды и просчёты», Проект: «Роль механизмов и приборов в жизни людей». Химическая и лесная 10. промышленность 11. Сельское хозяйство 12. Пищевая и легкая промышленность 1 1 1 Проект: «Исторически возникшие отрасли лесной промышленности Пензенской области» Встреча с интересными людьми: о развитии животноводства в районе, где находится школа. Доказательство того, что строительство новых и модернизация существующих животноводческих комплексов позитивно отражается на социальноэкономической ситуации в районе Диспут: Отражение проблем, характерных в целом для лёгкой промышленности России на пензенских производствах. Диспут по вопросам создания новых производств по переработке сельскохозяйственной продукции. Какие последствия это будет иметь для конкретных населённых пунктов? 1) Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области https://merp.pnzreg.ru/ 2) Пензенская энциклопедия. Категория: Экономика https://penzaenc.ru/ 3) ПАО «Биосинтез» https://www.biosintez.com/ 4) ОАО «Маяк» http://mayak-penza.ru/ 1) Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство РФ https://rosstat.gov.ru/enterpris e_economy 2) Сельское хозяйство Пензенской области https://pnz.gks.ru/agriculture_ hunting_forestry 3) Производство мяса в России https://www.moshol14.ru/pre ss-centr/novosti-rynka/rynokmyasa/ 1) Пензенская область в цифрах 2021. Краткий статистический сборник: https://pnz.gks.ru/storage/me diabank/ПЕНЗЕНСКАЯ%20 ОБЛАСТЬ%202021%20в%2 0цифрах%20(официальное %20издание).pdf 2) Пензенская энциклопедия. Категория: Экономика https://penzaenc.ru/ 21 1) Сайт администрации Никольского района Промышленность 13. строительных материалов. 1 14. Нематериальная сфера 1 Экономико- 15. географическое 2 районирование Защита творческих 16. проектов ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 Творческий проект: «Хрустальное производство Никольска» http://nikolsk.pnzreg.ru 2) Пензенская энциклопедия. Категория: Экономика https://penzaenc.ru/ Виртуальная 1) Министерство культуры экскурсия:: Грузо- и и туризма Пензенской пассажирооборот в области Пензенской области. https://minkult.pnzreg.ru/ Микросоциологическое 2) Министерство исследование: образования Пензенской отношение населения области http://minobrpenza.ru города к объектам 3) Министерство природного и культурного наследия здравоохранения Пензенской области Проект http://mzs.penza.net «Путеводитель по 4) Туризм и отдых в Пензе (полезная Пензенской области информация для http://welcome2penza.ru/ путешественника»). 5) Пензенская Проект «Семь чудес энциклопедия. Категории: Пензы» Образование, наука, Проект «Мои культура, искусство любимые места в https://penza-enc.ru/ Пензе» Проект «Пенза, моя вдохновительница» Творческий проект: 1) Территориальный орган «Гербы субъектов, Федеральной службы входящих в состав государственной района как отражение статистики по Пензенской исторических, области http://pnz.gks.ru культурных и 2) Министерство экономических экономического развития и особенностей промышленности районов». Пензенской области Творческая работа: https://merp.pnzreg.ru/ 3) Пензенская Определение перспектив развития энциклопедия. https://penzaгорода, своего места в enc.ru/ общественной и экономической жизни города Пензы. Защита творческих проектов 17 22