МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Управление образования администрации Каменского района МОУ СОШ с. Батрак РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Краеведение» для обучающихся 1 и 3 классов с. Батрак 2023 1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 КЛАСС Модуль «История Пензенского края» Здесь мой дом. Твой город, село, район, область. Пенза - главный город нашего края. Кремль, ров, вал, дозор, пушка, первые улицы: Московская, Лекарская (Володарского), Троицкая (Кирова). Традиционные ремёсла моего края. Традиционные ремёсла Пензенского края. Ремесло, промысел, деревянная резьба, гончарный промысел, художественная ковка металла и др. Народные игры и праздники. Содержание и правила народных игр: «Совушка» (русская народная игра), «В платке» (мордовская народная игра), «Хромая лиса» (татарская народная игра), «Волк или заяц» (чувашская народная игра) и др. Твои знаменитые земляки – «память потомков». Знаменитые земляки- поэты и писатели (М.Ю. Лермонтов и др.), защитники отечества (А. Максутов, Н.А. Зиновьев и др.). Героическое прошлое наших земляков. Знаменитые земляки герои: Кижеватов А.М., Милюков А.И. и др., Страницы истории: биография героев, их подвиг. Подвиг героев своей семьи. Модуль «Литература и культура Пензенского края» Фольклорные посиделки. Малые народные жанры: потешки, загадки, считалочки, поговорки, побасёнки, заклички, колыбельные, их назначение, особенности. Потешка – игровой народный фольклор. Загадки- средство развития ума, сообразительности. Нравственные ценности, идеи, традиции, быт и культура. Многоцветье народных сказок Пензенского края. Мордовская народная сказка: «Пугливая мышь», татарская народная сказка: «Как Алдар ходил в гости», чувашская народная сказка «Маленькая птичка» и др. Родная природа в произведениях писателей и художников Пензенского края. Знакомство с художественными произведениями (на выбор): К.А. Савицкого, М. П. Смирнова «Пройдись по Пензенскому краю», Е.В. Гололобов «Черёмуха», Матрёна Платоновна Смирнова «Родимый дом», Д. Лёвин «Утро в деревне», Д.Л. Сысоев «Жаркий сентябрь». Писатели нашего края о детях и для детей. Атянин Ф.С «Воробей и медведь», А.П. Анисимова «Подарок деда Водяного». О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества в различных видах искусства. А.П. Немов «Коляска», «Мешочек с землёй»; А.А. Сазонов «Памяти отца», произведения художников: А.В. Вилкова «Моя бабушка», В.Г. Курдова «Возвращение». Культурное наследие Пензенской области. Духовная сокровищница. Музей одной картины им. Г.В. Мясникова, картинная галерея им. К.А.Савицкого, культурно-исторический центр - природный источник «Кувака», музеи своего города/района. Модуль «География Пензенского края» 2 Богатство природы родного края. Растительный мир Пензенской области. Наиболее распространённые деревья, кустарники, травы Пензенской области. Животный мир Пензенской области. Наиболее распространённые звери, птицы, насекомые Пензенской области. Родного края облик многоликий. Какого мы роду- племени: народы Пензенской области. Народы Пензенской области: русские, мордва, татары, чуваши и др. Язык, особенности культуры народов. Модуль «Экология Пензенского края». Услышать зов земли, которой ты частица. Возьмём под защиту. Красная книга Пензенской области. Заповедные места, заказники моего края. 3 КЛАСС Модуль «История Пензенского края» Здесь мой дом. Геральдика, язык геральдики, герб и флаг г. Пензы и Пензенской области, гербы районов Пензенской области. Пенза – главный город нашего края. Сторожевые башни, дозорная площадка, колокол, соборная церковь Всемилостивого Спаса, Воеводский двор, приказная изба и т.д. Традиционные ремёсла моего края. Стекольный промысел, лозоплетение, керамический промысел, ковроткачество, золотое шитьё, вышивка, вязание, пуховязание, художественная ковка металла, резьба по дереву, валяльный промысел, шитьё костюмов, соломенная игрушка, музей народного творчества. Твои знаменитые земляки – «память потомков». Знаменитые земляки: Бурденко Н.Н., Савицкий Г.К., Лентулов А., Мейерхольд В.Э., Радищев А.Н., Пацаев В.И., Аблязин Д.М., Самокутяев А.М.и др. Героическое прошлое наших земляков. Знаменитые земляки герои: Кижеватов А.М., Пушанин И.И., Махалин А.Е. Страницы истории: биография героев, их подвиг. Модуль «Литература и культура Пензенского края» Топонимика в устном народном творчестве. Легенды и предания народов Пензенской области о происхождении названий рек, озёр, городов, деревень. (Например, «Почему Сура так называется?», «О селе Шнаеве», «Как Пётр I мордвина окрестил», «Почему Поим так называется?» и др. Родная природа в произведениях писателей и художников Пензенского края. Д. Злобина «Горит рябина под окном» - Ф.В. Сычков «Под рябиновым кустом»; М.П. Смирнова «Стариков родник» - Д.Л. Сысоев «Яблони в цвету». Писатели нашего края о детях и для детей. А.И. Куприн «Ральф» (в сокращении), «Бальт» (в сокращении); Л.И. Терехина (Дорошина) «Найда». О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества в различных видах искусства. А.П. Анисимова «Песня про разведчика Рябова», О.М. Савин «Ночь», В.А. Кижняев «Горсть земли»; произведения художников: Ю.К. Бельдюсова «А мы 3 из Пензы», Г.В. Панкова - фронтовые зарисовки, картины Г.В. Жакова из серии «Пензенцы – герои Советского союза». Золотые россыпи Присурья» - каменная архитектура и деревянное зодчество – экскурс. Памятники архитектуры регионального значения (усадьбы, церкви, монастыри) по выбору. Духовная сокровищница. Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда», Театр доктора Дапертутто; Кукольный дом, театр юного зрителя; Драматический театр им. А.В. Луначарского и др. Игра «Учимся читать афиши и покупать билет онлайн». Модуль «География Пензенского края» Географические объекты Пензенской области. Местоположение, площадь, численность населения и т.д. одного из населённых пунктов. Водоёмы: местоположение, площадь, глубина, растения и животные. Пройдись по Пензенскому краю. Составление путеводителя по своему городу/районному центру/селу с указанием географических объектов местности, выбранных для посещения. Растительный мир Пензенской области. Деревья, кустарники, травы Пензенской области. Животный мир Пензенской области. Звери, птицы, насекомые Пензенской области. Какого мы роду- племени: народы Пензенской области. Национальный состав своего района/города. Модуль «Экология Пензенского края» Заповедные места, заказники моего края. Заповедник «Приволжская лесостепь». 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития. Это происходит индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Краеведение» в области личностных и метапредметных достижений по годам обучения нецелесообразно. Исходя из этого, планируемые результаты начинаются с характеристики обобщённых достижений в становлении личностных и метапредметных способов действий и качеств субъекта учебной деятельности, которые могут быть сформированы у младших школьников к концу обучения. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения курса "Краеведение" характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: 1) становление ценностного отношения к своей малой родине; понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; 2) осознание своей этнокультурной и гражданской идентичности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя своего населенного пункта, Пензенской области, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за Родину, свой родной край, населенный пункт, народ и историю родного края, осознание ответственности человека за общее благополучие родного края и родной страны; 3) сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей малой родины, уважения к своему и другим народам; 4) освоение содержания традиций культуры родного края, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Духовно-нравственного воспитания: 1) проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; 2) принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; 3) применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре и другим видам искусства, которыми славится родной край, 5 восприимчивость к традициям и творчеству народов, населяющих Пензенскую область, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; Формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: 1) выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); 2) приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания. Экологического воспитания: 1) осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе родного края, неприятие действий, приносящих ей вред; 2) художественно-эстетическое наблюдение природы родного края и её образа в произведениях искусства. Ценности научного познания: 1) ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; 2) осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Базовые логические действия: 1) понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; 2) сравнивать объекты окружающего мира родного края, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; 3) выявлять недостаток информации для решения практической задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: 1) проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения за явлениями/объектами природы родного края; 2) определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; 3) формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 4) проводить по предложенному плану несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть целое, причина - следствие); 5) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (исследования). 3) Работа с информацией: 1) использовать различные источники для поиска информации, выбирать 6 источник получения информации с учётом практической задачи; 2) согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; 3) находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; 4) читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); 5) соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); 6) анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с практической задачей; 7) фиксировать полученные результаты в текстовой форме (выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: 1) в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; 2) признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; 3) соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; 4) использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; 5) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 6) конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; 7) находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; 8) готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: 1) Самоорганизация: а) планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; б) выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: а) осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; б) находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); в) предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 7 3) Самооценка: а) объективно оценивать результаты своей деятельности; б) оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: 1) понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе работы с краеведческим материалом); 2) коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 3) проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; 4) выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; 5) ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ГОДАМ 1 КЛАСС К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: Модуль «История Пензенского края»: воспроизводить название своего населённого пункта, региона; проявлять уважение к традициям своего народа и других народов Пензенской области; приводить примеры знаменитых людей родного края; приводить примеры изученных игр, традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; приобретать представления о народных художественных промыслах родного края и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла Пензенской области; рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы народной игрушки, определять способы их изготовления. Модуль «Литература и культура Пензенского края»: сочинять небольшие сказки о родной природе по предложенному началу; получать представление о малых народных жанрах (потешках, загадках, считалочках, поговорках, побасёнках, закличках, колыбельных), легендах и сказках народов родного края; находить в фольклоре и литературных произведениях писателейземляков отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, населяющих территорию Пензенской области; 8 приобретать представления о музеях нашего края; приводить примеры культурных объектов родного края. Модуль «География Пензенского края»: получать представление о многообразии растительного и животного мира Пензенской области, об уникальных памятниках природы; описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае виды растений и животных; получать представление о народах, населяющих Пензенскую область; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе родного края и обществе. Модуль «Экология Пензенского края»: описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае охраняемые растения; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); описывать на основе опорных слов действия людей, направленные на защиту и охрану редких животных и растениях Пензенской области (заповедник и заказники); соблюдать правила нравственного поведения на природе; вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом; оценивать примеры положительного и негативного отношения человека к объектам природы родного края; рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы экологической эмблемы (по вопросам учителя); выделять основные и дополнительные детали, определять взаимное расположение; способы изготовления. читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения экологических сказок. 3 КЛАСС К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: Модуль «История Пензенского края»: узнавать символику своего региона; различать геральдику районов Пензенской области; создавать эскиз макета крепости Пенза или участвовать в коллективной работе по созданию такого макета; узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла; проявлять интерес и уважение к людям, прославившим Пензенскую область (врачам, учителям, художникам, музыкантам, режиссёрам, космонавтам, спортсменам и др.). 9 выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений; использовать возможности компьютера и информационнокоммуникационных технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий. Модуль «Литература и культура Пензенского края»: приводить примеры произведений фольклора разных народов Пензенской области; приводить примеры уникальных памятников культуры родного края; собирать информацию о происхождении названий географических объектов Пензенской области; рассматривать и анализировать архитектурные постройки своего города (села), приобретать представления, аналитический и эмоциональный опыт восприятия наиболее известных памятников архитектуры Пензенской области (в том числе, на основе фотографий, телепередач и виртуальных путешествий), уметь обсуждать увиденные памятники; приводить примеры достопримечательностей родного края и его столицы. Модуль «География Пензенского края»: приводить примеры уникальных памятников природы родного края; находить сходства и различия во внешнем виде, костюмах, предметах интерьера и бытовых принадлежностей у людей разных национальностей своего края, проявлять уважение к ним. Модуль «Экология Пензенского края»: соблюдать правила нравственного поведения на природе и отношения к животным; называть черты экологического образа жизни, объяснять важность их соблюдения; выбирать формы поведения, которые обеспечивают экологическое поведение. 10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п 1 Наименование разделов и тем программы курса Здесь мой дом. Колич ество часов 1 Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Экскурсия (в том числе и Мультфильм о Пензенской области из виртуальная), просмотр иллюстраций, видеофрагментов и цикла коротких пластилиновых других мультфильмов о разных материалов о родном крае, труде регионах РФ («Мультилюдей. Выполнение рисунков для Россия») выставки по теме занятия. https://youtu.be/ku5ORjGN juM https://learningapps.org/wat ch?v=po3dv4qg222 2 Пенза - главный город нашего края. 1 Этический диалог по теме. Экскурсия (в том числе и виртуальная), просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов о главном городе родного края». 3 Традиционные ремёсла моего края. 1 Работа с иллюстративным материалом: рассматривание и описание иллюстраций, фотоматериалов с изображением традиционных ремёсел жителей области; игры, викторины по теме, практическая работа по созданию эскиза/модели народной игрушки. 1) Региональная общественная организация краеведов Пензенской области. https://kraeved-pnz.ru / 2) Весь Пензенский край. Историческая топография Пензенской области. http://www.suslony.ru/Penz agebiet/PenzKray.htm 1) Сайт Региональной общественной организации краеведов Пензенской области https://kraeved-pnz.ru/ 2) «Добро пожаловать в Пензенскую область». Фильм первый: «В Пензе вся история России…» https://www.youtube.com/ watch?v=AzzjQoDVQF0 1) Пензенский государственный краеведческий музей. Музей народного творчества: http://kmpenza.ru/nashimuzei/muzej-narodnogotvorchestva / 11 4 Народные игры и праздники. 1 Разучивание игр народов Пензенской области, беседа по теме и презентация традиционных народных праздников. 5 Твои знаменитые земляки – «память потомков». 1 6 Героическое прошлое наших земляков. 1 7 Фольклорные посиделки. 1 Экскурсии, целевые прогулки, просмотр фотографий, видеофрагментов и других материалов о людях, прославивших Пензенскую область. Этический диалог по теме; экскурсия (в том числе и виртуальная), просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов о героях-земляках. Составление вместе со старшими родственниками рассказа о героических подвигах членов семьи. Анализ текстов потешек, закличек, считалок, поговорок, побасёнок и.т.д.; определять способы выразительного исполнения для произведений данных жанров. Фольклорные семейные посиделки. 8 Многоцветье народных сказок Пензенского края. 1 Чтение/прослушивание и анализ народных сказок Пензенского края; создание альбома иллюстраций к прочитанным произведениям. 2) «Добро пожаловать в Пензенскую область». Фильм шестой. https://youtu.be/BZRmM T4uaL8 3)Живой журнал https://oldpenza.livejournal.com/ ГБУК «Пензенский областной Дом народного творчества». Детский игровой фольклор. Методические рекомендации, Пенза, 2018. http://podnt.ru/metodreco mmend «Добро пожаловать в Пензенскую область». Фильм четвёртый. https://www.youtube.co m/watch?v=vhSbOaS_jg 0 Герои страны. Кижеватов А.И.: https://warheroes.ru/hero/ hero.asp?Hero_id=2440 Милюков А.И.: https://warheroes.ru/hero/ hero.asp?Hero_id=1167 А.П. Анисимова. Песни и сказки Пензенской области: https://dl.liblermont.ru/D L/August_17/Pesni_i_sk azki_penzenskoi_oblasti. pdf/view 1)А.П. Анисимова. Песни и сказки Пензенской области: https://dl.liblermont.ru/D L/August_17/Pesni_i_sk azki_penzenskoi_oblasti. pdf/view 2) Сказки Поволжья. Мультимедийная онлайн-библиотека http://xn-12 1 Просмотр и обсуждение репродукций работ Пензенских художников; чтение/прослушивание и анализ произведений писателей о родной природе Пензенского края; творческая работа: сочинение сказки. 10 Писатели нашего 1 Чтение/прослушивание и анализ произведений писателей нашего края о детях и для детей, инсценирование понравившихся отрывков. 11 О подвигах, о 1 Чтение/прослушивание и анализ литературных, музыкальных и художественных произведений писателей нашего края о подвигах защитников Отечества; аргументация ответов на вопросы по теме беседы. Экскурсия (в том числе и виртуальная), просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов о театрах и музеях нашего края. 9 Родная природа в произведениях писателей и художников Пензенского края. края о детях и для детей. доблести, о славе защитников Отечества в различных видах искусства. 12 Культурное наследие Пензенской области. Духовная сокровищница. 1 80aemcfjckzbis8msb.xn-p1ai/story/chuv Библиографический список. Пензенские поэты – детям. Для детей 6–12 лет. Составители: Г. А. Лисицина, О. В. Семенова, О. И. Кащеева http://penzacitylib.ru/ind ex.php?option=com_k2& view=item&task=downlo ad&id=365_79f870da96 3e7b5f1aa76d14d23f1f0 9&Itemid=146 Библиографический список. Пензенские поэты – детям. Для детей 6–12 лет. Составители: Г. А. Лисицина, О. В. Семенова, О. И. Кащеева http://penzacitylib.ru/ind ex.php?option=com_k2& view=item&task=downlo ad&id=365_79f870da96 3e7b5f1aa76d14d23f1f0 9&Itemid=146 1)Музей одной картины им. Г.В. Мясникова https://clck.ru/sJAyt 2) Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого http://penza.gallery/ 3) культурноисторический центр природный источник «Кувака» http://kuvaka.ru/ 13. Богатство природы родного края. Растительный мир Пензенской области. 1 Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофрагментов и других материалов о растениях родного края; наблюдение (экскурсия в природу); познавательная игра. Коротко и ясно о самом интересном. Растения Пензенской области https://xn----stb8d.xn-p1ai/Portfolio/112-2/ 13 Растения Пензенской области https://learningapps.org/ watch?v=px39w7p5t22 14. Животный мир 1 Просмотр фотографий иллюстраций, видеофрагментов и других материалов о животных родного края; виртуальная экскурсия; художественное изображение животных, выставка. Журнал iNaturalist https://clck.ru/sKKXt Птицы нашего края https://learningapps.org/v iew6736136 Пензенской области. 15 Родного края облик многоликий. Какого мы роду- племени: народы Пензенской области. 1 Этический диалог по теме; экскурсия (в том числе и виртуальная), просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов о народах, населяющих Пензенскую область. Разучивание игр на сплочение и воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей. Методическое пособие «Формирование толерантности у младших школьников» https://dorogakdomu.ru/wpcontent/uploads/2015/10/Fo rmirovanie_tolerantnosti_bl ok.pdf 2) Ульянова Е.Н Игра как средство формирования и сплочения коллектива https://uspehkonkurs.ru/page/main/down load-publication/610 16. Услышать зов земли, которой ты частица. «Возьмём под защиту!» 1 Просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов по теме занятия. Конкурс рисунков животных и/или растений Пензенской области, нуждающихся в защите. 1)Красная книга Пензенской области. Грибы, лишайники, мхи, сосудистые растения https://clck.ru/sJDzu 2) Красная книга Пензенской области. Животные https://booksee.org/book/ 1338967 17. Резервные часы 1 17 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 14 3 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы курса Количе ство часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы «Добро пожаловать в Пензенскую область». Фильм первый https://www.youtu be.com/watch?v=A zzjQoDVQF0 1. Здесь мой дом. 1 Экскурсия (в том числе и виртуальная), просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов о родном крае, труде людей; извлечение необходимой информации из дополнительной литературы и Интернета; проект: «Геральдика районов области»». 2. Пенза - главный город нашего края. 1 3. Традиционные ремёсла моего края. 1 Эвристическая беседа по теме: «Пенза – город-крепость»; составление схемы, создание макета крепости Пенза из пластилина, глины, картона, бумаги и др. материалов. Сопоставление иллюстративного и текстового материала, с изображением традиционных ремёсел жителей области; анализ и составление обобщающей таблицы по теме; создание буклета «Ремёсла моего края». 4. Твои знаменитые земляки – «память потомков». 1 Подготовка и презентация минипроектов о людях, прославивших Пензенскую область (врачах, учителях, художниках, музыкантах, режиссёрах, спортсменах). Кроссворд. «Добро пожаловать в Пензенскую область». Фильм четвёртый «По Лермонтовским и Купринским местам». https://www.yout ube.com/watch?v =vhSbOaS_jg0 5. Героическое прошлое наших земляков. 1 Составление вопросов в группах для викторины по теме: «Землякигерои – гордость Сурского края». Всенародная книга памяти Пензенской области. https://memorypenza.ru/ 1)https://kraevedpnz.ru / 2) https://oldpenza.livejournal.c om/10637.html «Добро пожаловать в Пензенскую область». Фильм седьмой. https://www.youtu be.com/watch?v=jz roY7run_c 15 6. Топонимика в устном народном творчестве. 1 Изучение народных легенд и преданий, сбор информации о происхождении названий географических объектов Пензенской области; составление кроссворда: «Топонимика родного края». 1) Песни и сказки Пензенской области. https://dl.liblermo nt.ru/DL/August_ 17/Pesni_i_skazki _penzenskoi_obla sti.pdf/view 7. Родная природа в произведениях писателей и художников Пензенского края. 1 Просмотр и обсуждение репродукций работ Пензенских художников; чтение/прослушивание и анализ произведение писателей о родной природе Пензенского края. Творческая работа: иллюстрирование литературных произведений писателей родного края картинами художниковземляков; создание презентации. Библиографичес кий список. Пензенские поэты – детям. Для детей 6–12 лет. Составители: Г. А. Лисицина, О. В. Семенова, О. И. Кащеева http://penzacitylib .ru/index.php?opti on=com_k2&vie w=item&task=do wnload&id=365_ 79f870da963e7b5 f1aa76d14d23f1f 09&Itemid=146 16 8. О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества в различных видах искусства. 1 Чтение/просмотр/прослушивание и анализ литературных, музыкальных и художественных произведений писателей нашего края о подвигах защитников Отечества; подготовка к выступлению на литературномузыкальной гостиной. 9. «Золотые россыпи Присурья» каменная архитектура и деревянное зодчество экскурс. 1 Исследование по теме: «Памятники архитектуры Пензенской области/села, города, района» (усадьбы, храмы, монастыри, здания присутственных мест и др.). 1)Виртуальная картинная галерея «Война глазами фронтовика» (рассказ о работах пензенских художников) https://www.yout ube.com/watch?v =RYCiK7xD64o 2) Библиографичес кий список. Пензенские поэты – детям. Для детей 6–12 лет. Составители: Г. А. Лисицина, О. В. Семенова, О. И. Кащеева http://penzacitylib .ru/index.php?opti on=com_k2&vie w=item&task=do wnload&id=365_ 79f870da963e7b5 f1aa76d14d23f1f 09&Itemid=146 1) Культурное наследие Пензенской области (ПЕНЗАСТАТ) https://clck.ru/sG h2J 2) Туризм и отдых в Пензенской области http://welcome2p enza.ru/about-theregion/guide/ 17 10. Духовная сокровищница. 11. Географические объекты Пензенской области. 1 Исследование одного из географических объектов Пензенской области; составление кластера. 12. «Пройдись по Пензенскому краю…» 1 Поиск информации, работа с картой, подготовка и проведение обучающимися экскурсии по выбранному маршруту. 13. Растительный мир Пензенской области. 1 14. Животный мир Пензенской области. 1 15. «Какого мы родуплемени: народы Пензенской области». 1 Поиск и систематизация информации из дополнительной литературы и Интернета о растениях родного края; составление вопросов для викторины. Наблюдение (виртуальная экскурсия); оформление странички журнала «Знаешь ли ты, что…?». Исследование по теме, презентация результатов 1 Поиск, извлечение необходимой информации из дополнительной литературы и Интернета о театрах нашего края; создание билборда для одного из театров Пензенской области. 1)Культурное наследие Пензенской области (ПЕНЗАСТАТ) https://clck.ru/sG h2J 2) Пенза.Афиша https://penzaafisha.ru/org.php? id=2 1) «Добро пожаловать в Пензенскую область». Фильм второй: «В середине страны, возле самого сердца России» https://www.youtube.c om/watch?v=U3Tia4O 4ors 1) Туризм и отдых в Пензенской области http://welcome2penza.r u/about-theregion/guide/ 2) Страна экологическая. Пензенская область. https://goo.su/VgShwe 3) Экологический урок «Чистый город начинается с тебя» https://xn-80ataenva3g.xn--p1ai/ Коротко и ясно о самом интересном. Растения Пензенской области https://xn---stb8d.xn-p1ai/Portfolio/112-2/ Журнал iNaturalist https://clck.ru/sKKXt Туризм и отдых в Пензенской области http://welcome2penza.r 18 u/about-theregion/guide/ 16. Заповедные места, заказники моего края. 1 17. Резервные часы 1 17 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Изготовление лото «Растительный и животный мир заповедника Приволжская лесостепь»». Государственный природный заповедник «Приволжская лесостепь» https://zpls.ru/ 19