МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Управление образования администрации Каменского района МОУ СОШ с. Батрак РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я – волонтер» для обучающихся 8 класса с. Батрак 2023 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг. Раздел 1. Волонтерское движение в России. Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Раздел 3. Спорт и здоровый образ жизни. Обучающиеся участвуют в спортивных мероприятиях школы, села. Программа рассчитана на 1 учебный год. Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы “Я-волонтёр” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы, обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях. Формы реализации Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная. Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1. Формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; 2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 3. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные результаты: 1. Расширение круга приёмов составления разных типов плана; 2. Расширение круга структурирования материала; 3. Умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; 4. Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); 5. Умение организовывать волонтёрскую деятельность; 6. Способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников. Направления работы: · духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность; · патриотическое и гражданское воспитание – проектная, исследовательская; · здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ; · формирование толерантности – организация досуга. В результате освоения программы обучающиеся будут знать: -историю волонтёрского движения в России и в мире; -права и обязанности волонтёров; - основные направления деятельности волонтёрских отрядов; -основные формы работы волонтёров; будут уметь: -организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий людей; -проводить мероприятия, направленные на формирование здоровых привычек; -адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения; -аргументированно отстаивать свою позицию. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы курса Количество часов 1 Волонтерское движение в России. 7 http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и 2 Участие в благотворительных акциях, практических делах 23 http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 3. Спорт и здоровый образ жизни. 4 Итого: 34 http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и