РП курс разговор с комп 5-6

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Батрак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Разговор с компьютером»
для обучающихся 5-6 классов

с. Батрак 2023

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными
устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер —
универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные
устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных
устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и
вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные
программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные
системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки,
каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на вебстранице.
Поисковые системы. Поиск информации по выбранным ключевым словам и по
изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила
безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды
аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS,
биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных
сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком.
Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с
информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная)
информация, которая может быть обработана автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы.
Циклические алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем в
среде блочного или текстового программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических
примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование,
поворот, отражение. Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый
процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов.
Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками,
моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы,
абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые

документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд.
Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
6 класс
Цифровая грамотность. Типы компьютеров: персональные компьютеры,
встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система.
Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла
(папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной
системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов
и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от
вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача
информации (данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как
текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых
комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого
алфавита к двоичному. Информационный объём данных. Бит – минимальная
единица количества информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт,
гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста,
электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например,
исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на
подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с
параметрами.
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами
текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных
рисунков в документы. Текстовый процессор. Структурирование информации с
помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки.
Добавление таблиц в текстовые документы. Создание компьютерных презентаций.
Интерактивные элементы. Гиперссылки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
КУРСА
Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета.

Патриотическое воспитание:
• ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию;
• понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
• заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации
современного обще ства.
Духовно-нравственное воспитание:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
• готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
• активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет
Гражданское воспитание:
• представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
• ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных,
познавательных задач, создании учебных проектов;
• стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности;
• стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
• наличие представлений об информации, информационных процессах и
информационных технологиях, соответствующих современному уровню
развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию;
любознательность; стремление к самообразованию;
• овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление
опыта,
наблюдений,
поступков
и
стремление
совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, разнообразными средствами информационных
технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности
Формирование культуры здоровья:
• установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ;
• соблюдение временных норм работы с компьютером.
•

Трудовое воспитание:
• интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и
информационными технологиями, основанных на достижениях науки
информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:
• наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и
путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
• освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в
том числе в виртуальном пространстве
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по
информатике отражают овладение универсальными учебными действиями —
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и
по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
• оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
• выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
• применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации

из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
• выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими
объектами и их комбинациями;
• оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
• запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные и коммуникативные действия
Общение:
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично

представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
• выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов
Совместная деятельность (сотрудничество):
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационного продукта;
• принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,
обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
• выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные
регулятивные
действия
Самоорганизация:
 выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
 составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения

новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам; вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях
открытого доступа к любым объёмам информации.


















ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и
другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах
безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных
устройств, объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная
система»,
«файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе по выбранным ключевым
словам, по изображению); критически относиться к найденной информации,
осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной
информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель»,
«программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или
текстового программирования с использованием последовательного
выполнения операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы;
знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку
правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев;
иллюстрировать документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения;
использовать инструменты графического редактора для выполнения
операций с фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и

графическую информацию

















6 класс
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать
полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием
графического
интерфейса:
создавать,
копировать,
перемещать,
переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск
файлов;
защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного
программного обеспечения с использованием встроенных в операционную
систему или распространяемых отдельно средств защиты;
пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс»,
«обработка
информации»,
«хранение
информации»,
«передача
информации»;
иметь представление об основных единицах измерения информационного
объёма данных;
сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и
видеофайлов;
разбивать задачи на подзадачи;
составлять программы для управления исполнителем в среде текстового
программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных
алгоритмов (процедур) с параметрами;
объяснять различие между растровой и векторной графикой;
создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации
создаваемых документов;
создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки,
таблицы;

создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами
анимации

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

1

Тема 1.
Компьютер
–
универсальное
вычислительное
устройство,
работающее по программе

2

Тема 2. Программы
для
компьютеров Фай лы и папки

3

Тема 3.
Сеть Интернет. Пра вила
безопасного поведения в
Интернете
Тема 4.
Информация в жизни человека

4

Количество
часов
2

3

2

3

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
http://metodist.lbz.ru/a uthors/informatika/3/fil
es/eor5/presentations/52-1kompjuter- universalnaja-mashina-dlja-raboty-sinformaciej.ppt https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/fil es/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/ files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/ http://school- collec- tion.edu.ru/catalo
g/res/f94504de- 9f7f4c2c-8ae22155adee914c/?interface=catalog
https://lbz.ru/metodist/authors/infor
matika/3/files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files/5814/
https://lbz.ru/metodist/authors/info
rmatika/3/files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/

5

Тема 5. Алгоритмы и
исполнители

2

https://lbz.ru/metodist/authors/infor
matika/3/files/vWindows5.zip

6

Тема 6.
Работа в среде программирования

8

http://www.lbz.ru/files/5814/
https://lbz.ru/metodist/authors/infor
matika/3/files/vWindows5.zip

7

Тема 7.
Графический редактор

3

http://www.lbz.ru/files
/5814/
https://lbz.ru/metodist/authors/infor
matika/3/files/vWindows5.zip

8

Тема 8.
Текстовый редактор

6

http://www.lbz.ru/files
/5814/
https://lbz.ru/metodist/
authors/informatika/3/f iles/vWindows5.zip
http://school- collec- tion.edu.ru/catal
og/res/ef01b828-5322-45cf-9f15-

9

Тема 9. Компьютерная
презентация

3

https://lbz.ru/metodist/authors/infor
matika/3/files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files
/5814/

Резерв – 2 часа
Общее количество часов по программе

34

6 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количест
во часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Тема 1. Информация вокруг нас

4

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/
files/vWindows5.ziphttp://www.lbz.ru/files

2

Тема 2. Компьютер

4

3

Тема 3. Подготовка текстов на
компьютере

4

4

Тема 4. Компьютерная графика

3

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/f
iles/eor5/presentatio
kompjuter-universalnaja-mashina-dljaraboty-sinformaciej.ppthttps://lbz.ru/metodist/author
s/informatika/3/files/vWindows5.ziphttp://w
ww.lbz.ru/files
https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/vWindows5.zip
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/ef01b828-5322-45cf9f15https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/
files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files

5

Тема 5. Создание мультимедийных
объектов

3

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/
files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files

6

Тема 6. Объекты и системы

4

7

Тема 7. Информационные модели

5

8

Тема 8. Алгоритмика

5

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/
files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files/5814/
https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/
files/vWindows5.ziphttp://www.lbz.ru/files/
5814/
https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/
files/vWindows5.zip
http://www.lbz.ru/files/5814/

Резерв–2 часа
Общее количество часов по программе

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».