МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Управление образования администрации Каменского района МОУ СОШ с. Батрак РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России» для обучающихся 1 класса с. Батрак 2023 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В основу курса внеурочной деятельности положен системнодеятельностный подход, позволяющий за период освоения ребѐнком образовательных треков (траек торий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в назва нии программы заключен сущностный нравственный идеал «Орленок России». Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где дается возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребенку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7ми трекам. 1. Трек «Орленок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уров ень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. 2. Трек «Орленок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание. Трек «Орленок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учебе. 3. Трек «Орленок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орленок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела. 4. Трек «Орленок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворенности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. 5. Трек «Орленок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определенная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. 6. Трек «Орленок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Погодные условия в момент реализации трека «Орленок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. 8.Трек «Орленок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребенок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебнометодического комплекса программы «Орлята России» определены в соот ветствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированн ыми в рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях: Личностные результаты: Обучающийся научится: формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формировать гуманистические и демократические ценностные ориентации, - овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развиваю щемся мире; Обучающийся получит возможность научиться: -- развитию самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; - формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формировать безопасный, здоровый образ жизни ; - мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; -формировать эстетические потребности, ценности и чувства. Метапредметные результаты У ученика будут сформированы коммуникативные УУД: Обучающийся научится: владению методами поиска, переработки, хранения и передачи информации ; умению слушать собеседника и вести диалог; - умению излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; умению использовать речевые средства и средства информационных и ком муникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач ; -умению определять общую цель и пути ее достижения. У ученика будут сформированы познавательные УУД: Обучающийся научится: - сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать объекты, явления по родовидовым признакам; - устанавливать аналогии и причинно- следственные связи; - Обучающийся получит возможность научиться: - работать с таблицами, картами, схемами; - умению кодировать и декодировать информацию . У ученика будут сформированы регулятивные УУД: Обучающийся научится: планировать свою деятельность; - осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности; - Обучающийся получит возможность научиться: - анализировать причины своего успеха/неуспеха Предметные результаты Обучающийся научится: использовать действия с языковыми единицами для решения познавательных, практических и коммуникативных задач ; - самостоятельно выбирать интересующую литературу; -пользоваться справочными источниками для понимании и получения дополнительной информации; -применять математические знания для решения учебнопознавательных и учебно- практических задач; выполнять элементарные правила экологической грамотности, нравственного поведения в мире природы и люд ей, - Обучающийся получит возможность научиться: элементарным способам изучения природы и обществ(наблюдению, записи, измерению, опыту, сравнению, классификации и др., с полу чением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) ; устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире; практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); - использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных творческих, технологических и организационных задач. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п\ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема раздела Старт программы Орленок – Лидер Орленок – Эрудит Орленок – Мастер Орленок – Доброволец Орленок – Спортсмен Орленок – Эколог Орленок – Хранитель исторической памяти Подведение итогов Количест во часов 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 3ч 4ч 3ч