РП внеурочка занимат матем 4

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Батрак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для обучающихся 4 класса

с. Батрак 2023

1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на
воспитание
интереса
к
предмету,
развитию
наблюдательности,
геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может
быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех
знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению
желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию
умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности,
любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой
основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса
к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться,
задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности
младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной
деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.
Программа курса состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы»,
«Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате освоения программы курса «Занимательная математика»
формируются следующие универсальные учебные действия,
соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
2

Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Анализировать объекты с целью выделения признаков
Составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с
восполнением недостающих компонентов.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для
моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них
верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
3

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и
др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков,
спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в
конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1

Темы разделов

Арифметические
забавы

Количе
ство
часов

Содержание с указанием
вида деятельности
учащихся

7

Моделируют в процессе
совместного обсуждения
алгоритм решения числового
кроссворда; используют его в
ходе самостоятельной работы.
Объясняют
(обосновывают)
выполняемые и выполненные
действия.
Конструируют
последовательность «шагов»
(алгоритм) решения.
Воспроизводят способ
решения задачи.
Сопоставляют полученный

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
11f36

4

результат с заданным
условием.
Анализируют предложенные
варианты решения задачи,
выбирают из них верные.
Выбирают наиболее
эффективный способ решения
задачи.
2

Логика в математике

20

Строят истинные
высказывания, делают
выводы, оценивают
истинность и ложность
высказываний. Решают задачи
табличным способом.
Анализируют тексты.
Соотносят вербальные и
графические модели.
Строят умозаключения на
основе анализа текстов,
рисунков и их сравнения по
цвету и размеру.
Устанавливают соответствие
между элементами множеств
по логическому условию.
Строят цепочки
умозаключений.
Знакомятся с табличным
способом описания процессов
перевозок,
последовательностью записи
действий.
Анализируют возможные
последствия действий,
выбирают рациональные
действия.
Анализировать различные
способы решения логических
задач на перевозки с целью
определения оптимальных.
Соотносят текстовые
описания, математические
записи и графические модели,
устанавливают соответствие
между ними. Иллюстрируют
текстовые описания
графическими моделями.
Учатся выдвигать и проверять
гипотезы. Знакомятся со
способом решения логических
задач на основе выдвижения и
анализа всевозможных

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
11f36

5

3

Задачи
геометрическим
содержанием

с

7

гипотез. Представляют
процесс анализа гипотез в
табличной форме, путем
рассуждения по данному
образцу. Работают по плану.
Выдвигают и оценивают
всевозможные гипотезы.
Решают логические задачи
способом выдвижения и
оценки всевозможных
гипотез.
Соотносят графические
модели с математическими и
вербальными, и на этой
основе решают логические
задачи.
Анализируют высказывания
со связкой «если…, то…» и
делают правильные выводы.
Строят умозаключения по
предложенной схеме, делают
выводы из данных условий.
Самостоятельно составляют
логические задачи,
представляют их.
Оценивают задания по
алгоритму.
Анализируют расположение
деталей (танов,
треугольников, уголков,
спичек) в исходной
конструкции.
Находят закономерности в
последовательностях,
составляют закономерности
по заданному правилу.
Упорядочивают
объекты,
устанавливают
порядковый
номер того или иного объекта
при заданном порядке счета.
Моделируют объёмные
фигуры из различных
материалов (проволока,
пластилин и др.) и из
развёрток.
Осуществляют развернутые
действия контроля и
самоконтроля: сравнивают
построенную конструкцию с
образцом.
Самостоятельно планируют и
выполняют свои действия на

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
11f36

6

знакомом учебном материале,
самостоятельно выстраивают
план действий по решению
учебной задачи изученного
вида; осуществляют контроль
с опорой на образец
выполнения; самостоятельно
оценивают выполненное
задание по алгоритму.

ИТОГО

34 часа

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».