МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Управление образования администрации Каменского района МОУ СОШ с. Батрак РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «История Пензенского края» для обучающихся 5-9 классов с. Батрак 2023 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 класс Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории нашего края. Счёт лет в истории. Краеведение как наука о родном крае. Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования. Направления краеведения: историческое, географические, биологическое, литературное и др. Тема 1. Пензенский край в древнейшие времена. Основные этапы освоения Пензенского края в первобытную эпоху. Расселение древнейших людей и его особенности. Родовые общины. Первобытные собиратели и охотники. Первые люди на территории Пензенского края. Первые стоянки человека, обнаруженные на территории Пензенского края. Занятия древних жителей Пензенского края. Тема 2. Родовые общины охотников и собирателей. Первые скотоводы и земледельцы на территории Пензенского края. Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства. Племя: изменение отношений. Возникновение искусства и религии. Заселение Пензенского края осёдлыми скотоводами. Религиозные представления срубных племен. Культура савроматов на территории Пензенского края. Появление первых «городищ» на территории Пензенского края. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности). Тема 3. Музей. Музей как сохранение культуры народа. Культура поведения в музее. Виды сбора информации. Работа школьного музея. «В музее». Что такое экскурсия? Правила проведения экскурсии в музее. «Я поведу тебя в музей…» (проведение тематической экскурсии). Проектная деятельность. Экскурсии. 6 класс Тема 1. Начало феодальной эпохи. Переход от военной демократии к государственности. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Вхождение Верхнего Посурья в состав Волжской Булгарии. Экономическая жизнь. Политическое устройство. Внешняя политика. Возникновение Буртасского княжества. Взаимоотношения с Русью. Влияние Волжской Булгарии на развитие Пензенского края. Этнические общности на территории края. Формирование мордовского этноса. Буртасы. Места расселения. Общественное устройство, образ жизни, духовные представления. Мещера. Расселение мещеры в Пензенском крае. Основные занятия. Мещерская культура. Топонимика. Сходство и различие в развитии Пензенского края и Руси в период раннего средневековья. Тема 2. Развитие феодализма Развитие края в X-XVI веках. Буртасское княжество. Социально-политическое устройство. Походы монгол на Волжскую Булгарию. Поход на Русь. Обезлюдение территории Пензенского края. Возникновение Золотой Орды. Социально-политическое устройство. Строительство городов. Экономика. Распад Золотой Орды. Формирование татарского народа. Своеобразие золотоордынского периода в истории Пензенского края. Золотоордынский улус Мохши. Возникновение Казанского ханства. Общественно-политический строй. Взаимоотношения с Русским государством. Тема 3. Развитие культуры в X-XVI веках. Особенности развития культуры Пензенского края. Единство и своеобразие в развитии культуры разных народов края. Влияние религий на развитие культуры. Зодчество. Декоративно-прикладное искусство. Художественные ремесла. Устное народное творчество. Проектная деятельность. Экскурсии. 7 класс Тема 1. Вхождение Пензенского края в состав Русского государства. Русская колонизация XV-XVII веков. Причины и направления колонизации. «Дикое поле». Учреждение дозорной службы. Сторожи. Станицы. Засечные черты XVI-XVII веков. Набеги крымских и ногайских татар. Строительство острогов, городов. Заселение края. Основание Пензы. Ю. Е. Котранский. Е. П. Лачинов. Положение населения Пензенского края. Тема 2. Пензенский край в XVII веке. Административно-территориальное деление. Военноадминистративное деление. Топонимика. Освоение края в первой половине XVII века. Экономическое развитие края. Складывание вотчинного хозяйства. Усиление эксплуатации населения края. Участие населения края в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. Тема 3. Культура Пензенского края XVII века. Особенности развития культуры края, ее единство с общероссийской культурой. Язык. Декоративно-прикладное искусство. Быт. Архитектура края. Троице-Сканов монастырь. Распространение грамотности. Проектная деятельность. Экскурсии. 8 класс Тема 1. Пензенский край во второй половине XVII века. Освоение Пензенского края в 70-80 годы XVII века. Строительство Пензенской засечной черты. Состав населения к концу XVII века. Тема 2. Расцвет феодализма в XVIII веке. Изменения в административно-территориальном делении Пензенского края. Развитие в XVIII в. Дворянское землевладение. Дальнейшее закрепощение крестьян. Развитие сельского хозяйства. Рост феодальных повинностей. Промышленность. Торговля. Пензенский край – крупный очаг крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. Манифест Пугачева. Повторение. Тема 3. Культура XVIII века. Своеобразие культуры края. Христианизация местного населения. Просвещение. Архитектура. Помещичьи усадьбы. Декоративно-прикладное искусство. Театр. Быт народа. Проектная деятельность. Экскурсии. 9 класс Тема 1. Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века. Система управления в крае. Пенза – губернский город. Пензенские губернаторы. Начало промышленного переворота в крае. Развитие рынка. Сельское хозяйство – основная отрасль экономики. Положение населения. Пензенский край в годы войны 1812 года. Социальное движение в крае. Выступление крестьян и рабочих. Декабристы-пензенцы. Огарев и Сатин. Тема 2. Пензенский край в начале XX века (до 1914 г.). Пензенский край накануне революции Наследие XIX века и новые явления в развитии края. Промышленность края. Особенности индустриального роста в губернии. Положение в деревне. Земельный вопрос в губернии. Революционный кризис в России 1905-1907 годов и Пензенский край Влияние революционных событий в стране на Пензенский край. Столыпинская аграрная реформа в Пензенской губернии Проведение реформы в Пензенском крае. Социально-экономические итоги реформы. Становление многопартийности и парламентаризма. Пензенский край в годы первой мировой войны. Тема 3. Культура Пензенского края в XIX веке. Исторические условия развития культуры в первой половине XIX века. Культура сельского населения края. Просвещение. Издательская деятельность. Театр. Зарождение живописной школы. Великие земляки: Ф. И. Буслаев, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, М. Н. Загоскин. Демократизация культуры. Роль губернской интеллигенции в развитии образования. Земская школа, публичная библиотека – новые элементы провинциальной жизни. Значение провинциальной культуры для развития российской науки. Выдающиеся ученые земляки П.Н. Яблочков, Н.Н. Бекетов, Г.А. Захарьин, Н.Ф. Филатов, А.А. Татаринов, Ф.И. Буслаев, В.О. Ключевский. Художественная культура Пензенской губернии. Литературная жизнь. Творчество В.А. Слепцова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, К.С. Лескова. Оживление театральной жизни. Создание народного театра в Пензе. Развитие музыкальной культуры. Открытие отделения Императорского русского музыкального общества. Музыкальные классы в Пензе. Первый киносеанс. Первый общедоступный художественный музей имени Н.Д. Селиверстова. Художественное училище. Характерные черты культурной жизни губернии второй половины XIX века. Взаимодействие народов Пензенского края. Религия. Национальный состав населения Пензенского края. Быт и формы социальной жизни. Обычаи и культурные ценности русских, татар, мордвы, чувашей и представителей других народностей. Религиозные конфессии. Влияние религии на духовную и общественную жизнь. Тема 4. Культура Пензенского края в начале XX века (до 1914 г.). Многообразие культурной жизни провинции. Образование. Земская библиотека. Культурно-просветительская деятельность губернской интеллигенции. Лермонтовское общество. Общество любителей естествознания И.И. Спрыгина. Развитие кинематографа. Наш земляк – великий актер русского немого кино И.И. Мозжухин. Театральная жизнь. В.Э. Мейерхольд в Пензе. Литературная жизнь. А.И. Куприн, А.М. Ремезов, Р.Б. Гуль. Изобразительное искусство. Диалог столицы и провинции. Подвижническая деятельность К.А. Савицкого, Н.Ф. Петрова, И.С. Горюшкина-Сорокопудова. Художественные выставки. Проблема традиции и новаторства в живописи. Художники-авангардисты: А.В. Лентулов и В.Е. Татлин. Музыкальная жизнь губернии. Музыкальная школа в Пензе. Хоровая культура. Деятельность А.А. Архангельского, А.В. Касторского. Провинция – мощный духовный потенциал русской культуры «серебряного века». Проектная деятельность. Экскурсии. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения курса «История Пензенского края» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: В сфере гражданско-патриотического воспитания: 1) становление ценностного отношения к природно-историческому наследию своей малой родины; понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; 2) сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей малой родины, уважения к своему и другим народам. В сфере духовно-нравственного воспитания: 1) проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; 2) принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности по отношению к объектам растительного и животного мира; 3) применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. С сфере формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: 1) выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); 2) приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания. В сфере экологического воспитания: 1) осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе родного края, неприятие действий, приносящих ей вред; 2) художественно-эстетическое наблюдение природы родного края и её образа в произведениях искусства. В сфере ценности научного познания: 1) ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; 2) осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении цх знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Базовые логические действия: 1) понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; 2) сравнивать объекты окружающего мира родного края, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; 3) выявлять недостаток информации для решения практической задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: 1) проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения за явлениями/объектами природы родного края; 2) определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; 3) формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 4) проводить по предложенному плану исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); 5) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (исследования). 3) Работа с информацией: 1) использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом практической задачи; 2) согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; 3) находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; 4) читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); 5) соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); 6) анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с практической задачей; 7) фиксировать полученные результаты в текстовой форме (выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1) в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; 2) признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; 3) соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; 4) использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; 5) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 6) конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; 7) находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; 8) готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1) Самоорганизация: а) планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; б) выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: а) осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; б) находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); в) предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3) Самооценка: а) объективно оценивать результаты своей деятельности; б) оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: 1) понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе работы с краеведческим материалом); 2) коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 3) выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Познавательные: - относительно целостное представление об истории своей малой Родины, ее географического положения и природы; - знание ряда ключевых понятий об основных исторических объектах; - умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные исторические термины и понятия; - преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями). Ценностно-мотивационные: - приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность. Трудовые: - понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества. Эстетические: - понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; - понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества. Коммуникативные: - знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; - знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; - понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения К концу обучения обучающийся 5 класса научится: - определять основные этапы освоения Пензенского края в первобытную эпоху; - давать определения основных понятий: род, племя, стоянка, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, имущественное неравенство. - показывать на карте территорию края и древние стоянки первобытных людей; - описывать природные условия Пензенского края, образ, жизнь первобытных людей, орудия труда, занятия, быт; - описывать памятники первобытной культуры; - составлять кроссворды, ребусы, шарады. К концу обучения обучающийся 6 класса научится: - осознавать роль истории родного края в познании окружающего мира; - объяснять основные закономерности взаимодействия общества и природы; - объяснять роль исторической науки в решении проблем гармоничного социального развития; - выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории и ее исторического прошлого; - определять причины и следствия проблем исторического развития на национальном уровне; - приводить примеры важных исторических дат и событий на территории мордовского края; - пользоваться различными источниками информации: словари, справочники, другая литература, интернет-источники; - понимать смысла собственной действительности; - формулировать своё отношение к культурному наследию малой родины. К концу обучения обучающийся 7 класса научится: - иметь целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории; о месте и роли сибирского региона в истории России; - пользоваться базовыми историческими знаниями об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней; - применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; - применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности; - искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней; - работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; - проявлять уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. К концу обучения обучающийся 8 класса научится: - определять и объяснять понятия; выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе; - рассматривать общественные явления в развитии, конкретноисторических проявлениях, применяя принципы историзма; - анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта; - определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения; - обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы; - определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты; уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. К концу обучения обучающийся 9 класса научится: - обладать представлениями об историческом пути своей «малой родины» как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны; - применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего города, своей страны, знать достопримечательности края; - использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; - показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий; - рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ; - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; - объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; - высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края; - объяснять исторически сложившихся нормы социального поведения. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № п/п Наименование разделов и тем программы курса Количе ство часов 1. Введение 2 2. Краеведение как наука о родном крае. 2 3. Древнейшие люди 2 4. Древнейшие люди на территории Пензенского края. 4 Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Беседа по обсуждении 1) Российская электронная вопроса о том, для чего школа Счет лет в истории нужно знать историю. https://resh.edu.ru/subject/les son/7520/start/253250/ Групповой проект «Роль археологических раскопок в изучении истории нашего края». Экскурсия в 1) Пензенское областное школьный/муниципальны отделение ВОО Русское й/ региональный музей. географическое общество». http://penza.rgo.ru 2) Региональная общественная организация краеведов Пензенской области https://kraevedpnz.ru Экскурсия в 1) Российская электронная школьный/муниципальны школа. Первобытные люди й/ региональный музей. https://resh.edu.ru/subject/les Выставка рисунков и son/7521/start/253219/ сочинений «Орудия труда 2) Сайт ФГБУ и складывание опыта их «Приволжское УГМС» изготовления». http://www.pogoda-sv.ru 3) Погода и климат в Составление Пензенской области терминологического http://www.pogodaiklimat.ru/ кроссворда. Экскурсия в 1) Пензенский школьный/муниципальны краеведческий форум й/ региональный музей. «Пензовед» http://пензовед.рф Выставка рисунков 2) Сайт Региональной «Представление о общественной организации зависимости изменений краеведов Пензенской занятий жителей области https://kraevedПензенского края от pnz.ru/ изменений орудий труда». 3) Пензенский государственный краеведческий музей http://km-penza.ru/ 3) Пензенский край в истории и культуре России : моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. 5. Родовые общины охотников и собирателей 2 Заполнение таблицы «Географию расселения первобытных людей». Заполнение таблицы «Новые изобретения человека для охоты». Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Работа с картой: Используя физическую, геологическую и тектоническую карты объяснить взаимосвязь рельефа и глубины залегания фундамента. Определить коренные породы в различных частях области. 6. Искусство и религия древних людей на территории Пензенского края 2 Заполнение таблицы «Геохронология формирования территории области» Проект «Искусство и религия древних людей на территории Пензенского края». https://iff.pnzgu.ru/files/iff.pn zgu.ru/news/140703/penzens kiy_kray.pdf 4). Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики: М. Издательство ЗАО «ФОН», 2010 – 224 с http://www.suslony.ru/hist_li brs/drevnosti_Penz.pdf 1) Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области https://minleshoz.pnzreg.ru/ 2) Пензенская энциклопедия https://penzaenc.ru/ 3) Пензенский край в истории и культуре России : моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://iff.pnzgu.ru/files/iff.pn zgu.ru/news/140703/penzens kiy_kray.pdf 4). Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики: М. Издательство ЗАО «ФОН», 2010 – 224 с http://www.suslony.ru/hist_li brs/drevnosti_Penz.pdf 1) Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области https://minleshoz.pnzreg.ru/ 2) Пензенская энциклопедия https://penzaenc.ru/ 3) Пензенский край в истории и культуре России : моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://iff.pnzgu.ru/files/iff.pn zgu.ru/news/140703/penzens kiy_kray.pdf 4). Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики: 7. Первые скотоводы и земледельцы на территории Пензенского края 4 Работа с атласом: Оценка изменения общего характера рельефа с запада на восток. Выявление типов рельефа и их географической приуроченности. Работа с контурной картой: нанесение условной границы между Приволжской возвышенностью и ОкскоДонской низменностью 8. Музей. 8 Тематическая «Я поведу музей…». экскурсия тебя в М. Издательство ЗАО «ФОН», 2010 – 224 с http://www.suslony.ru/hist_li brs/drevnosti_Penz.pdf 1) Российская электронная школа. Возникновение скотоводства и земледелия https://resh.edu.ru/subject/les son/7522/start/310329/ 2) Рельеф Пензенской области http://inpenza.ru/relefpenzenskoj-oblasti/ 3) Пензенский край в истории и культуре России : моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://iff.pnzgu.ru/files/iff.p nzgu.ru/news/140703/penzen skiy_kray.pdf 4). Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики: М. Издательство ЗАО «ФОН», 2010 – 224 с http://www.suslony.ru/hist_li brs/drevnosti_Penz.pdf 1) Пензенский краеведческий музей. «Прикоснись к истории Пензенского края». http://km-penza.ru 2) Поимский историкархеологический музей http://poim-museum.ucoz.ru 3) Кузнецкий краеведческий музей. https://www.culture.ru/institu tes/12155/kuzneckiikraevedcheskii-muzei 4) Сердобский краеведческий музей https://www.culture.ru/institu tes/6816/serdobskiikraevedcheskii-muzei 5) Музей истории и этнографии. Наровчат. https://www.culture.ru/institu tes/3857/muzei-istorii-ietnografii 6) Нижнеломовский районный краеведческий музей. https://www.culture.ru/institu tes/6845/nizhnelomovskiiraionnyi-kraevedcheskiimuzei 7) Городищенский районный краеведческий музей. https://www.culture.ru/institu tes/11765/gorodishenskiiraionnyi-kraevedcheskiimuzei 8) Сосновоборский краеведческий музей. https://www.culture.ru/institu tes/1818/sosnovoborskiikraevedcheskii-muzei 9) Музей краеведения города Кузнецка. https://www.culture.ru/institu tes/54463/muzeikraevedeniya-gorodakuznecka 10) Музей народного творчества Спасского района. https://www.culture.ru/institu tes/78928/muzei-narodnogotvorchestva-spasskogo-raiona 11) Музеи. https://minkult.pnzreg.ru/all/ uchrezhdeniyakultury/muzei/ Проектная деятельность. Экскурсии. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 9. 8 Защита проектов. Круглые столы. 34 6 класс № п/п 1. Наименование разделов и тем программы курса Количес тво часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Начало феодальной эпохи. 2 Работа с контурной картой: нанесение границ государственных образований на Пензенской земле. Заполнение таблицы «Государственность в Пензенском крае». 1). Источники поиска краеведческой информации. Информационный каталог. / Авторы сост. Д.Е. Ермолаева и Г.Б. Кондратьева. – Пенза. – ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», 2019. https://irrpo.pnzreg.ru/vpomoshch- 2. Первые государства 2 Работа с контурной картой: «Буртасское княжество». Проект Волжской развитие края». 3. Мордва в древности 2 «Влияние Булгарии на Пензенского Работа с атласом: «Расселение мордвы в Пензенском крае». Проект «Этнические общности на территории Пензенского края». pedagogu/uchitelyu/библиоте карю/Источники%20поиска %20краеведческой%20инфо рмации.pdf 2) Пензенская энциклопедия https://penza-enc.ru/ 3) Пензенский край в истории и культуре России : моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://iff.pnzgu.ru/files/iff.pn zgu.ru/news/140703/penzensk iy_kray.pdf 1). Источники поиска краеведческой информации. Информационный каталог. / Авторы сост. Д.Е. Ермолаева и Г.Б. Кондратьева. – Пенза. – ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», 2019. https://irrpo.pnzreg.ru/vpomoshchpedagogu/uchitelyu/библиоте карю/Источники%20поиска %20краеведческой%20инфо рмации.pdf 2) Пензенская энциклопедия https://penza-enc.ru/ 3) Пензенский край в истории и культуре России : моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://iff.pnzgu.ru/files/iff.pn zgu.ru/news/140703/penzensk iy_kray.pdf 4) Археологическая карта Пензенской области. Юловское городище. http://kmpenza.ru/arxeologicheskayakarta-penzenskoj-oblastiyulovskoe-gorodishhe/ 5) 1) Мордовская мифология. http://www.niign.ru/knigi/mor dovskaya-mifologiya-obr.pdf 2). Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики: М. Издательство ЗАО «ФОН», 2010 – 224 с http://www.suslony.ru/hist_lib rs/drevnosti_Penz.pdf 3) Первушкин В. И., В. Я. Прошкин. Мордва Пензенской области / В.И. Первушкин, В.Я. Прошкин; под общей ред. д-ров ист. наук, проф. В.И. Первушкина и В.А. Юрченкова – Пенза, 2010. – 124 с. http://travelclubonline.ru/data/ documents/pervushkin_mordv a.pdf 4) Пензенская энциклопедия. Том 1-й «А – М» http://dl.liblermont.ru/DL/Dec 4. Буртасы 2 Исследовательская работа: «Исторический уголок «Буртасы в Золотарёвском городище». Просмотр и обсуждение фильма 8. «Золотаревское городище. Перекресток цивилизаций» Телепроект «Добро пожаловать в Пензенскую область». Создание группового иллюстрированного альманаха «Буртасы: занятия, обычая и традиции». 5. Мещера 2 Создание группового иллюстрированного альманаха «Мещера: занятия, обычая и традиции». Исследовательский ember_19/Penz_enciklopediya _т1.. 5) Древние народы Пензенского края http://goloserzi.ru/etnos/geogr afiya/drevnie-narodypenzenskogo-kraya/ 1) Фильм 8. «Золотаревское городище. Перекресток цивилизаций» Телепроект «Добро пожаловать в Пензенскую область». http://welcome2penza.ru/abou t-the-region/video-about-thepenza-region/ 2). Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики: М. Издательство ЗАО «ФОН», 2010 – 224 с http://www.suslony.ru/hist_lib rs/drevnosti_Penz.pdf 3) Пензенская энциклопедия https://penza-enc.ru/ 4) Пензенский край в истории и культуре России : моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://iff.pnzgu.ru/files/iff.pn zgu.ru/news/140703/penzensk iy_kray.pdf 1) Народность мещера: особенности этнокультуры http://sociosphera.com/files/co nference/2018/Sociosphere_218/1315_v_s_byshova_d_v_byshov. проект районов мещеры».. 6. Пензенский край в период раннего средневековья 2 «Географию pdf обитания 2). Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики: М. Издательство ЗАО «ФОН», 2010 – 224 с http://www.suslony.ru/hist_lib rs/drevnosti_Penz.pdf 3) Пензенская энциклопедия https://penza-enc.ru/ 4) Пензенский край в истории и культуре России : моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://iff.pnzgu.ru/files/iff.pn zgu.ru/news/140703/penzensk iy_kray.pdf Урок-дискуссия. 1). Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики: М. Издательство ЗАО «ФОН», 2010 – 224 с http://www.suslony.ru/hist_lib rs/drevnosti_Penz.pdf 2) Пензенская энциклопедия https://penza-enc.ru/ 4) Пензенский край в истории и культуре России : моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://iff.pnzgu.ru/files/iff.pn zgu.ru/news/140703/penzensk iy_kray.pdf 3) Первушкин В. И., В. Я. Прошкин. Мордва Пензенской области / В.И. Первушкин, В.Я. Прошкин; под общей ред. д-ров ист. наук, проф. В.И. Первушкина и В.А. Юрченкова – Пенза, 2010. – 124 с. 7. Буртасское княжество 2 http://travelclubonline.ru/data/ documents/pervushkin_mordv a.pdf 4) Древние народы Пензенского края http://goloserzi.ru/etnos/geogr afiya/drevnie-narodypenzenskogo-kraya/ Экскурсия в Музей под 1) Виртуальный музей открымым небом «Золотаревское городище» «Золотаревское https://muzej-zolotarevka.ru городище» 2). Полубояров М.С. Экскурсия в виртуальный музей «Золотаревское городище» Исследовательская работа «Взаимодействие буртасов с другими народами Пензенского края». Просмотр и обсуждение фильма 8 «Золотаревское городище». Телепроект «Добро пожаловать в Пензенскую область». 8. Монголо-татарское нашествие 2 Работа с исторической картой: походы монгольских завоевателей. Проектная работа «Составление карты ″Ордынское нашествие в Пензенском крае″». Просмотр и обсуждение анимационного фильма «Легенда о княгине Нарчатке». 9. Золотая Орда 2 Исследовательская работа «Система управления Золотой ордой и Киевской Русью. Сравнительный анализ». Древности Пензенского края в зеркале топонимики: М. Издательство ЗАО «ФОН», 2010 – 224 с http://www.suslony.ru/hist_lib rs/drevnosti_Penz.pdf 3) Фильма 8. «В Пензе вся история России» Телепроект «Добро пожаловать в Пензенскую область». http://welcome2penza.ru/abou t-the-region/video-about-thepenza-region/ 4) Пензенская энциклопедия https://penza-enc.ru/ 5) Пензенский край в истории и культуре России : моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://iff.pnzgu.ru/files/iff.pn zgu.ru/news/140703/penzensk iy_kray.pdf 1) История татар Пензенского края. Том 1. Колонизация Мещеры. Касимовское ханство. Происхождение татармишарей Пензенского края. https://kartaslov.ru/книги/Фат тих_Мухомятович_Зюзин_И стория_татар_Пензенского_ края_Том_1/6#content 2) Фильм анимационной студии «МультиВарка» «Легенда о Нарчатке» https://vk.com/video22529453 0_456239181 3) Пензенская энциклопедия https://penza-enc.ru/ 4) Пензенский край в истории и культуре России : моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://iff.pnzgu.ru/files/iff.pn zgu.ru/news/140703/penzensk iy_kray.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т1.pdf/download/Penz_enci klopediya_т1.pdf 10. Мохши 2 Проект «Загадочный город Моохши». Виртуальная экскурсия в Пензенский государственный краеведческий музей «Медные монеты чекана города Мохши, как отражение политической истории Золотой орды XIV века 11. Казанское ханство 2 Исследовательская работа «Роль Пензенского края в истории Казанского ханства». 2) Пензенский край в истории и культуре России : моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://iff.pnzgu.ru/files/iff.pn zgu.ru/news/140703/penzensk iy_kray.pdf 1) Лебедев В.И. «Загадочный город Мохши». https://kraevedpnz.ru/wpcontent/uploads/2015/04/В.И. -Лебедев-Загадочный-городМохши.pdf 2) Пензенский государственный краеведческий музей «Медные монеты чекана города Мохши, как отражение политической истории Золотой орды XIV века» http://kmpenza.ru/mednye-monetychekana-goroda-moxshi-kakotrazhenie-politicheskojistorii-zolotoj-ordy-xiv-veka/ 3) Наровчат – северная столица Золотой Орды https://сувары.рф/ru/content/n arovchat-severnaya-stolicazolotoy-ordy 4) Пензенская энциклопедия https://penza-enc.ru/ 5) Пензенский край в истории и культуре России : моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://iff.pnzgu.ru/files/iff.pn zgu.ru/news/140703/penzensk iy_kray.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т1.pdf/download/Penz_enci klopediya_т1.pdf 2) Пензенская энциклопедия https://penza-enc.ru/ 3) Пензенский край в истории и культуре России : моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во 12. Культура в X-XVI веках 2 13. Проектная деятельность. Экскурсии. 10 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Составлять таблицу «Достижения культуры Пензенского края в XIVXV вв». Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений / презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. ПГУ, 2014. – 526 с. https://iff.pnzgu.ru/files/iff.pn zgu.ru/news/140703/penzensk iy_kray.pdf 1) «Электронная библиотека» Ильдар Мавлюдов «Культура Пензенского кра » онлайн чтение https://iknigi.net/avtor-ildarmavlyudov/109976-kulturapenzenskogo-kraya-ildarmavlyudov/read/page-1.html 2) Пензенская энциклопедия https://penza-enc.ru/ 3) Пензенский край в истории и культуре России : моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://iff.pnzgu.ru/files/iff.pn zgu.ru/news/140703/penzensk iy_kray.pdf 1) Культурные ландшафты в традициях народов Среднего Поволжья (Пензенская область и Республика Мордовия): Учебнометодическое пособие: https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2020/03/Куль турные-ландшафты-втрадициях-народовСреднего-ПоволжьяПензенская-область-иРеспублика-МордовияУчебно-методическоепособие.pdf 34 7 класс № п/п 1. Наименование разделов и тем программы курса Количес тво часов Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Русская колонизация и поход Ивана Грозного на Казань 2 Работа с исторической картой: «Русская колонизация XV-XVII веков». 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy Исследовательский проект «Составление карты колонизации Пензенского края XVXVII веках». Составление «Политика правительства Поволжье». 2. Мещерские сторожи и станицы 2 таблицы русского в Терминологический кроссворд/ребус с использованием терминов «сторожа» и «станицы». Исследовательская работа «Функции дозорной службы, сторожей, станиц». Составление хронологической таблицы «Развитие дозорной службы в Пензенском крае» 3. Засечные черты XVI-XVII вв. 2 Работа с исторической картой «Засечные черты XVI-XVII вв.» Работа с конкурной картой «Засечные черты XVI-XVII веков». Проект «Засечные черты XVI-XVII веков». Просмотр и обсуждение фильма «Большая a_т1.pdf/download/Penz_enci klopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т2.pdf/download/Penz_enci klopediya_т2.pdf 2) А. Хвощев. Очерки по истории Пензенского края, с этнографической, 2 историческими картами Пензенского края и планом г. Пензы ХVIII в. https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2019/10/Хво щев-очерки-историипензенского-края-1922.pdf 3) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fi les/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yago v_kol_monogr__a4.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т1.pdf/download/Penz_enci klopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т2.pdf/download/Penz_enci klopediya_т2.pdf 2) Лебедев В.И. «Легенда или быль. По следам засечных сторожей». https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2016/12/В.И.Лебедев-Легенда-или-быльПо-следам-засечныхсторожей.pdf 1) Лебедев В.И. «Легенда или быль. По следам засечных сторожей». https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2016/12/В.И.Лебедев-Легенда-или-быльПо-следам-засечныхсторожей.pdf 2) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy засечная черта». 4. Основание Пензы 4 Просмотр и обсуждение фильма 1. «В Пензе вся история России» Телепроект «Добро пожаловать в Пензенскую область». Исследовательская работа «Гипотезы о происхождении названия Пензы». Исторический альманах «Основатели Пензы Ю.Е. Котранский, Е.П. Лачинов». Составление таблицы «Города-крепости на территории Пензенского края». 5. 6. Административнотерриториальное деление Участие населения края в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. 2 2 Работа с историческую картой: в состав административных единиц Пензенского края. Работа с контурной картой «Административнотерриториальное деление Пензенского каря XVIXVII веках». Работа с историческую картой: перемещение восставших по территории Пензенского края. Проект a_т1.pdf/download/Penz_enci klopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т2.pdf/download/Penz_enci klopediya_т2.pdf 3) Засечные черты http://www.penzahroniki.ru/in dex.php/spravochnik/chtotakoe/77-zasechnye-cherty 4) Большая засечная черта https://rutube.ru/video/e3e1e6 a6d0abcc38e4752cdbb3ad32b 2/ 1) Мясников Г.В. «Городкрепость Пенза». https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2016/09/Г.В.Мясников-Город-крепостьПенза.pdf 2) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т1.pdf/download/Penz_enci klopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т2.pdf/download/Penz_enci klopediya_т2.pdf 3) Фильма 1. «В Пензе вся история России» Телепроект «Добро пожаловать в Пензенскую область». http://welcome2penza.ru/about -the-region/video-about-thepenza-region/ 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т1.pdf/download/Penz_enci klopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т2.pdf/download/Penz_enci klopediya_т2.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т1.pdf/download/Penz_enci «Исторический klopediya_т1.pdf; Т.2. портрет. Степан Разин». Исследовательская работа «Роль Пензенского края в восстании Степана Разина». Просмотр и обсуждение фильма «Степан Разин». 7. Освоение края в первой половине XVII века. 2 Исследовательская работа Основное население Пензенского края в XVII веке. Выставка «Занятия населения Пензенского края в XVII веке». 8. Топонимика. 2 Проект «Составление топонимического словаря Пензенского края». 9. Экономическое развитие края в первой половине 2 Исследовательская работа «Освоение Пензенского края во https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т2.pdf/download/Penz_enci klopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fi les/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yago v_kol_monogr__a4.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т1.pdf/download/Penz_enci klopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т2.pdf/download/Penz_enci klopediya_т2.pdf 2) Фильм «Степан Разин» https://www.youtube.com/wat ch?v=-5Cr6SSYfQs 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т1.pdf/download/Penz_enci klopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т2.pdf/download/Penz_enci klopediya_т2.pdf 2) Древности Пензенского края в зеркале топонимики. https://pomnirod.ru/materialyk-statyam/administrativnoterritorialnoe-delenierossijskoj-imperii/guberniirossii/penzenskayaguberniya/уезды-волости-инаселенные-пунктыпензинскойгубернии/населенные-местапензенскойгубернии/drevnostipenzenskogo-kraya-v-zerkaletoponimiki-m.-2010-224s.html 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/De XVII в. 10. Культура Пензенского XVII века второй половине XVII в.» 4 края Исследовательская работа «Состояния культуры Пензенского края во второй половине XVII в». Составление таблицу «Достижения культуры Пензенского края в XVII в.». Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений/презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Проектная деятельность. Экскурсии ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 11. cember_19/Penz_enciklopediy a_т1.pdf/download/Penz_enci klopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т2.pdf/download/Penz_enci klopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fi les/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yago v_kol_monogr__a4.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т1.pdf/download/Penz_enci klopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т2.pdf/download/Penz_enci klopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fi les/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yago v_kol_monogr__a4.pdf 10 34 8 класс № п/п 1. Наименование разделов и тем программы курса Количес тво часов Освоение края в 7080 годы XVII в. 2 Виды деятельности Проблемный диалог «Освоение края в 70-80 годы XVII века». Проект «Строительство Пензенской засечной черты». Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т1.pdf/download/Penz_enci klopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy 2. Население Пензенского края в 70-80 годы XVII в. 2 Создание альманаха «Население Пензенского края к концу XVII века». 3. Экономическое развитие во второй половине XVII в. 2 Исследовательская работа «Экономического развития Пензенского края в XVII в.». 4. Культура Пензенского края во второй половине XVII в. 2 Групповой проект «Памятники культуры XVII в., находящихся на территории Пензенского края». Индивидуальные проект «Памятники культуры a_т2.pdf/download/Penz_enci klopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fi les/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yago v_kol_monogr__a4.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т1.pdf/download/Penz_enci klopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т2.pdf/download/Penz_enci klopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fi les/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yago v_kol_monogr__a4.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т1.pdf/download/Penz_enci klopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т2.pdf/download/Penz_enci klopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fi les/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yago v_kol_monogr__a4.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy a_т1.pdf/download/Penz_enci klopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy 5. 6. Административнотерриториальное деление 2 Гербы городов Пензенского края 4 XVII в., находящихся на a_т2.pdf/download/Penz_enci территории города села, klopediya_т2.pdf населенного пункта)». 2) Пензенский край в истории и культуре России: Исследовательская моногр. / под ред. О.А. работа «Новые веяния в Суховой. – Пенза: Изд-во отечественной культуре ПГУ, 2014. – 526 с. второй половине XVII в. и https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fi его влияние на культуру les/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yago Пензенского края». v_kol_monogr__a4.pdf 3). Фильм Просмотр и обсуждение http://welcome2penza.ru/abou фильма 5. «Легенды и t-the-region/video-about-theпредания земли penza-region/ 5. «Легенды и Пензенской». Телепроект предания земли «Добро пожаловать в Пензенской». Телепроект Пензенскую область». «Добро пожаловать в Пензенскую область». Просмотр и обсуждение http://welcome2penza.ru/abou фильма 4. «По t-the-region/video-about-theЛермонтовским и penza-region/ Купринским местам». 4) Фильм 4. «По Телепроект «Добро Лермонтовским и пожаловать в Пензенскую Купринским местам». область». Телепроект «Добро пожаловать в Пензенскую область». http://welcome2penza.ru/abou t-the-region/video-about-thepenza-region/ Работа с исторической 1) Пензенская картой «Вхождение энциклопедия в 2 томах. Т.1. территорий Пензенского https://dl.liblermont.ru/DL/De края в XVIII веке в состав cember_19/Penz_enciklopediy губерний, a_т1.pdf/download/Penz_enci наместничеств». klopediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/De Составление cember_19/Penz_enciklopediy хронлогической таблицы a_т2.pdf/download/Penz_enci «Территориальное klopediya_т2.pdf деление Пензенской 2) Пензенский край в губернии в начале XIX истории и культуре России: века». моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fi les/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yago v_kol_monogr__a4.pdf Проект «Символика 1) Пензенская Пензенского края в конце энциклопедия в 2 томах. Т.1. XVIII – начале xix веков». https://dl.liblermont.ru/DL/De cember_19/Penz_enciklopediy Индивидуальный проект a_т1.pdf/download/Penz_enci «Современная символика klopediya_т1.pdf; Т.2. 7. Экономическое развитие в XVIII в. 2 8. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева 4 районного центра/города https://dl.liblermont.ru/DL/De Пензенского края». cember_19/Penz_enciklopediy a_т2.pdf/download/Penz_enci klopediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fi les/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yago v_kol_monogr__a4.pdf Работа с исторической 1) Пензенская картой «Экономическое энциклопедия в 2 томах. Т.1. развитие Пензенского https://dl.liblermont.ru/DL/De края в XVIII веке». cember_19/Penz_enciklopediy a_т1.pdf/download/Penz_enci Исследовательская klopediya_т1.pdf; Т.2. работа «Развитие https://dl.liblermont.ru/DL/De сельского хозяйства, cember_19/Penz_enciklopediy промышленного a_т2.pdf/download/Penz_enci производства, ремесел, klopediya_т2.pdf торговли. в XVIII в. В 2) Пензенский край в пензенском крае». истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fi les/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yago v_kol_monogr__a4.pdf Работа с исторической 1) Пензенская картой «Территория и энциклопедия в 2 томах. Т.1. ход восстания под https://dl.liblermont.ru/DL/De предводительством Е. cember_19/Penz_enciklopediy Пугачева». a_т1.pdf/download/Penz_enci klopediya_т1.pdf; Т.2. Исследовательская https://dl.liblermont.ru/DL/De работа «Пензенский край cember_19/Penz_enciklopediy – крупный очаг a_т2.pdf/download/Penz_enci крестьянской войны под klopediya_т2.pdf предводительством Е.И. 2) Пензенский край в Пугачева». истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Исследовательская Суховой. – Пенза: Изд-во работа «Роль ПГУ, 2014. – 526 с. Пензенского края в https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fi крестьянской войне». les/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yago v_kol_monogr__a4.pdf Проект «Исторический 3) Фильм «Емельян портрет. Емельян Пугачев».https://www.youtub Пугачев». e.com/watch?v=x-2S4a7ERrQ Просмотр и обсуждение фильма «Емельян 9. Культура Пензенского края в XVIII в. Проектная деятельность. Экскурсии. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 10. 4 10 Пугачев». Выставка «Культурное 1) Пензенский край в наследие родного края в истории и культуре России: XVIII веке». моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во Составление таблицы ПГУ, 2014. – 526 с. «Достижениях культуры https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fi Пензенского края в XVIII les/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yago веке». v_kol_monogr__a4.pdf 2) Фильм 7. «Хрустальное Исследовательская сердце России». Телепроект работа «Вклад народов «Добро пожаловать в Пензенского края в Пензенскую область». отечественную культуру http://welcome2penza.ru/abou XVIII века». t-the-region/video-about-thepenza-region/ Просмотр и обсуждение фильма 7. «Хрустальное сердце России». Телепроект «Добро пожаловать в Пензенскую область». Защита проетов. 34 9 класс № п/п 1. Наименование Количес Виды деятельности разделов и тем тво программы курса часов Система управления 2 Работа с исторической в Пензенском крае в картой: «Территории, XIХ в. вошедшие в состав Пензенской губернии в XIХ веке». Индивидуальные проекты /Исторический альманах «Исторический портрет. Пензенские губернаторы». Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т1.pdf/download/Penz_encikl opediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т2.pdf/download/Penz_encikl opediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fil es/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yagov _kol_monogr__a4.pdf 3) Пензенские губернские ведомости. Первое пятидесятилетие, 1838-1887: 2. Экономическое развитие Пензенского края в XIХ в. 2 Работа с исторической картой: «Экономическое развития Пензенского края в XIХ веке». Исследовательская работа «Состояние в сельском хозяйстве и промышленности в Пензенском крае в XIХ веке». Индивидуальные проекты /Исторический альманах «Исторический портрет. Пензенские предприниматели». 3. Отечественная война 1812 г. 2 Работа с исторической картой: «Основные события войны 1812 года». Дискуссия «Участие Пензенского края в Отечественной войны 1812 года». Проект «Составление по карте пути Пензенского ополчения». Индивидуальные проекты /Исторический альманах «Исторический портрет. Декабристы-пензенцы». отдел неофициальный: систематический свод статей, относящихся к Пензенскому краю, хронологический и алфавитные указатели / сост. И. И. Василев. – Пенза: Губернская типография, 1889. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penzenskie_guberns kie_vedomosti_1_petidestiletie .pdf/download/Penzenskie_gub ernskie_vedomosti_1_petidestil etie.pdf 4) Тюстин А.В. Пензенские губернаторы. http://www.penzahroniki.ru/ind ex.php/verkhneemenyu/tyustin-a-v/48penzenskie-gubernatory 5) 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т1.pdf/download/Penz_encikl opediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т2.pdf/download/Penz_encikl opediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fil es/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yagov _kol_monogr__a4.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т1.pdf/download/Penz_encikl opediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т2.pdf/download/Penz_encikl opediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. 4. Общественные движения 2 Конференция: «Восстание декабристов 1825 года». Индивидуальные проекты /Исторический альманах «Исторический портрет. Декабристы-пензенцы». Индивидуальные проекты /Исторический альманах «Исторический портрет. Народники-пензенцы». Круглый стол «Социальное движение в Пензенском крае в XIX веке».. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fil es/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yagov _kol_monogr__a4.pdf 3) Мурашов Д.Ю. Декабристы-пензяки. Спорно о бесспорном https://kraevedpnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Декаб ристы-пензяки.pdf 4) Мурашов Д.Ю. Александр Герцен и Пензенский край. – Пенза. – 2020. https://dl.liblermont.ru/DL/Nov ember_20/Gercen_i_Penzenski j_kraj.pdf/download/Gercen_i_ Penzenskij_kraj.pdf 5) С. В. Белоусов Пензенская губерния в «эпоху отечественной войны 1812 г.». http://www.niign.ru/knigi/penz enskaya-guberniya-v-epoxuotechestvennoj-vojnyi.pdf 6) Участие пензенского дворянства в движении декабристов. https://elib.pnzgu.ru/files/eb/do c/hwf7vZOhhgOv.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т1.pdf/download/Penz_encikl opediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т2.pdf/download/Penz_encikl opediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fil es/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yagov _kol_monogr__a4.pdf 3) Годин В.С. Пензенское ополчение в Отечественной войне 1812 г. / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 416-417. http://inpenza.ru/otechestvenna 5. Культура Пензенского края в XIX в. 4 6. Взаимодействие народов Пензенского края. Религия. 2 Составление альманаха памятников культуры второй половины XIX в. находящихся в городе, крае, выявляя их художественные особенности и достоинства. Групповой проект «Народные ремесла Пензенского края во второй половине XIX века». Индивидуальный проект «Народные промыслы моего района, города, населенного пункта». Исследовательская работа «Выдающиеся ученые земляки второй половины XIX века». Литературномузыкальная гостиная «Выдающиеся деятели культуры Пензенского края второй половины XIX века». Просмотр и обсуждение фильма 6. «Народные ремесла и промыслы Пензенского края». Телепроект «Добро пожаловать в Пензенскую область. Конференция «Вклад пензенцев в развитие мирового и российского кинематографа и театрального искусства». Составление хронологической таблицы «Важнейшие достижения в культуре Пензенского края во второй половине XIX века». Конференция «Народы Пензенского края во второй половине XIX века». Проект/альманах «Обычаи и культурные ценности русских, татар, ya-vojna-1812-g/ 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т1.pdf/download/Penz_encikl opediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т2.pdf/download/Penz_encikl opediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fil es/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yagov _kol_monogr__a4.pdf 3) Фильма 6. «Народные ремесла и промыслы Пензенского края». Телепроект «Добро пожаловать в Пензенскую область. http://welcome2penza.ru/about -the-region/video-about-thepenza-region/ 4) Пензенский край в истории и культуре России (коллект. монография) https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Яго в-кол.моногр.-А4.pdf 5) История Пензенский областной драматический театр. https://www.penzateatr.ru/istori ja 6) Вклад пензенцев в развитие мирового и российского кинематографа и театрального искусства. http://school9kmmuseum.narod.ru/sanin.htm 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т1.pdf/download/Penz_encikl opediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec мордвы, чувашей и представителей других народностей во второй половине XIX века». Круглый стол «Религии народов Пензенского края во второй половине XIX века». 7. Экономическое развитие в начале XX в. 2 Работа с исторической картой: «Экономическое развития Пензенского края в начале XХ веке». Исследовательская работа «Состояние в сельском хозяйстве и промышленности в Пензенском крае в начале XХ веке». Индивидуальные проекты /Исторический альманах «Исторический портрет. Пензенские предприниматели». Круглый стол «Социальноэкономическое развитие Пензенского края в начале XX века». ember_19/Penz_enciklopediya _т2.pdf/download/Penz_encikl opediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fil es/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yagov _kol_monogr__a4.pdf 3) Первушкин В. И., В. Я. Прошкин П26 Мордва Пензенской области / В.И. Первушкин, В.Я. Прошкин; под общей ред. д-ров ист. наук, проф. В.И. Первушкина и В.А. Юрченкова – Пенза, 2010. – 124 с. http://travelclubonline.ru/data/d ocuments/pervushkin_mordva. pdf 4) Народный костюм Пензенской губернии конца 19 - начала 20 века. Часть 2. https://svetana.livejournal.com/305311.ht ml 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т1.pdf/download/Penz_encikl opediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т2.pdf/download/Penz_encikl opediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fil es/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yagov _kol_monogr__a4.pdf 3) Капиталистическое предпринимательство в Пензенском крае http://www.penzahroniki.ru/ind ex.php/khroniki/71-iz-istoriipenzenskogopredprinimatelstva/644kapitalisticheskoe- 8. Революционный кризис в России 1905-1907 гг. и Пензенский край. 2 9. Столыпинская аграрная реформа и пензенское крестьянство. 2 10. Пензенский край в годы первой мировой войны. 2 Диспут «События революции 1905–1907 гг. в Пензенском крае и их участники». Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом. Аргументировать свою оценку Объяснять значение понятий социалдемократы, эсеры. Сравнивать РСДРП и ПСР, выявлять черты сходства и различия. Выяснить какие отделения различных партий появилось в Пензе. Дебаты «Становление многопартийности и парламентаризма». Составление терминологического словаря (отруб, хутор, переселенческая политика). Круглый стол «Основные положения аграрной реформы П. А. Столыпина, оценка ее итогов и значения для Пензенской губернии». Дебаты «Отношение различных политических сил к реформаторской деятельности П. А. Столыпина». Круглый стол «Первая мировая война и ее влияние на экономическое развитие Пензенской губернии». Проект «Исторический портрет. Пензенцы на фронтах первой мировой войны». predprinimatelstvo-vpenzenskom-krae 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т1.pdf/download/Penz_encikl opediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т2.pdf/download/Penz_encikl opediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fil es/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yagov _kol_monogr__a4.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т1.pdf/download/Penz_encikl opediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т2.pdf/download/Penz_encikl opediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fil es/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yagov _kol_monogr__a4.pdf 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т1.pdf/download/Penz_encikl opediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т2.pdf/download/Penz_encikl opediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: 11. Культура Пензенского края в начале XX в. 4 Составление альманаха памятников культуры первой четверти XX века, находящихся в городе, крае, выявляя их художественные особенности и достоинства. Групповой проект «Народные ремесла Пензенского края первой четверти XX века». Индивидуальный проект «Народные промыслы моего района, города, населенного пункта». Исследовательская работа «Выдающиеся ученые земляки первой четверти XX века». Литературномузыкальная гостиная «Выдающиеся деятели культуры Пензенского первой четверти XX века». Конференция «Провинция – мощный духовный моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fil es/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yagov _kol_monogr__a4.pdf 3) Холодков О.И. Возвращенные имена забытой войны: именной список нижних и высших чинов, участвовавших в боях и походах, убитых, раненых, попавших в плен и пропавших без вести в Первой мировой войне 19141918 гг. Пензенская губерния / автор-составитель О. И. Холодков. – Пенза: [б. и.], 2020. – Т. 1 : Возвращенные имена забытой войны, 2020. – 625 с.: ил., портр. ЭБ ПОБ Возвращенные имена забытой войны: именной список нижних и высших чинов, участвовавших в боях и поход... (liblermont.ru) 1) Пензенская энциклопедия в 2 томах. Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т1.pdf/download/Penz_encikl opediya_т1.pdf; Т.2. https://dl.liblermont.ru/DL/Dec ember_19/Penz_enciklopediya _т2.pdf/download/Penz_encikl opediya_т2.pdf 2) Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с. https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/fil es/dep_irkimpi.pnzgu.ru/yagov _kol_monogr__a4.pdf 3) Пензенский край в истории и культуре России (коллект. монография) https://kraeved-pnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Яго в-кол.моногр.-А4.pdf 4) История Пензенский областной драматический театр. https://www.penzateatr.ru/istori потенциал русской культуры «серебряного века». Составление хронологической таблицы «Важнейшие достижения в культуре Пензенского края в первой четверти XX века». Проектная деятельность. Экскурсии. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 12. 8 34 ja 5) Вклад пензенцев в развитие мирового и российского кинематографа и театрального искусства. http://school9kmmuseum.narod.ru/sanin.htm