РП внеурочка трудности рус яз 9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Батрак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
«Трудности русского языка»
для обучающихся 9 класса

с. Батрак 2023

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста.
Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Основные
правила работы с текстом.
Определение круга предметов и явлений действительности, отражаемой в
тексте; авторский замысел; главное в информации; сокращение текста
различными способами;
использование языковых средств обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Средства выразительности речи
Богатые
возможности русского языка. Средства выразительности:
лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова,
фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы
и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и
приставки); морфологические (различные морфологические варианты);
синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных
членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные
изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы,
средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения
использования в нём средств выразительности.
Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой,
публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды
стилистической
окраски
слов:
функционально-стилистическая
и
эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в
соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание
суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые
иллюстрации орфографических норм.
Морфемика и словообразование
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и
словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка,
суффикс
как
словообразовательные
морфемы.
Морфемный
и
словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Морфология

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей
речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное
предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических
и пунктуационных норм.
Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания.
Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для
обоснования
лингвистического положения. Сочинение-рассуждение,
связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его
фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания
текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление
сочинения. Правила построения рассуждения на лингвистическую тему и
рассуждения на основе анализа текста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Метапредметне результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки
зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей
речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать
свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание,
рассуждение, сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и другие,
сочетание разных видов диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского

литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы
речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных
знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо
задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях
формального
и
неформального
межличностного
и
межкультурного общения.
Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка
как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов:
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и
их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический,
морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного
анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств
языка;
8)
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1

Тема раздела

Построение сжатого
изложения

Виды

Количество

деятельности

часов

Лекция.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

4

uchi.ru

РЭШ

4

uchi.ru

РЭШ

12

uchi.ru

РЭШ

Просмотр
презентации.
Работа с
текстами.

2

Средства
выразительности речи

Работа с
таблицей. Анализ
текста.

3

Морфология и

Разбор слов.

орфография

Работа со
словарями.
Просмотр
презентаций.
Игра.

4

Синтаксис и

Анализ текста.

пунктуация

Разбор

8

uchi.ru

РЭШ

6

uchi.ru

РЭШ

предложений.
Конструирование.
Редактирование.
5

Построение

Работа с планом.

сочинения-

Подготовка

рассуждения

черновых текстов
и написание
сочинений.
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».