МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Управление образования администрации Каменского района МОУ СОШ с. Батрак РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Занимательная грамматика» для обучающихся 5 класса с. Батрак 2023 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Фонетика и орфоэпия Что такое орфоэпия? Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов с соблюдением орфоэпических норм. Что такое фонография и звукозапись? Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. Звуки и буквы. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Звучащая строка. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «аллитерация», «ассонанс». Ударение. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов. Разыгрывание ситуаций с этими словами. Звукоподражания. Образование звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». Лексикология Имена вещей. Знакомство с термином « лексика» и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. О словарях энциклопедических и лингвистических. Понятие о лексическом значении слов. Лингвистические словарями русского языка, особенности словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. В царстве смыслов. Знакомство с многозначными словами, словами-омонимами. Способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов-омонимов». Как и почему появляются новые слова? Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Многозначность слова. Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». Этимологический словарь. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. Об одном и том же - разными словами. Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словамисинонимами и правильным употреблением их в речи. О возникновении названий. Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями. Слова – антиподы. Работа с пословицами и поговорками. Понятие «антонимы». Работа со «Словарем антонимов русского языка». (Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». ) Фразеологические обороты. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Фразеологизмы в речи героев художественных произведений. Словари «чужих» слов. Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. «Литературный язык» Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение примеров народной речи в произведениях А. С. Пушкина. Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся. Неологизмы. «Авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально-авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. Устаревшие слова и неологизмы. Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. Словарь языка Пушкина. Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен. Паронимы. Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Знакомство с явлением межъязыковой виды паронимов и способы их образования. паронимии. Рассматриваются Какой словарь поможет избежать ошибок? Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. Словарь паронимов. Орфографический словарь. Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. Научная этимология. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Какие бывают имена? Знакомство с наукой «ономастика». Способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями. Древнерусские имена. Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Отчество и фамилия. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Обучающиеся должны знать: отличительные признаки основных языковых единиц; основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; слова, словосочетания, предложения, текста; основные орфографические и пунктуационные правила; о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных; учащиеся должны уметь: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы; пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Фонетика и орфоэпия Количество часов 8 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы uchi.ru РЭШ 2 Лексикология 26 uchi.ru РЭШ http://www.gramma.ru http://www.rm.kirov.ru Общее количество часов по программе: 34