РП курс русского языка 5

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Батрак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Занимательная грамматика»
для обучающихся 5 класса

с. Батрак 2023

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Фонетика и орфоэпия
Что такое орфоэпия?
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и
расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с
понятиями
«орфоэпия»,
«орфография».
Обучение
правильному
произношению слов с соблюдением орфоэпических норм.
Что такое фонография и звукозапись?
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с
историей письма, с этапом развития письменности – фонографией.
Расширение знаний о буквах и звуках.
Звуки и буквы.
Знакомство с наукой фонетикой,
правилами чтения и записи
транскрипции. Рассказ учителя об отличии
« буквы»
от «звука».
Составление транскрипций.
Звучащая строка.
Знакомство
с
фонетическими
явлениями
«звукозапись»,
«звукоподражание». Знакомство с терминами «аллитерация», «ассонанс».
Ударение.
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с
произношением слов. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Звукоподражания.
Образование звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных
языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и
фонетика».
Лексикология
Имена вещей.
Знакомство с термином « лексика» и лексическим значением слов.
Знакомство с толковыми словарями русского языка.
О словарях энциклопедических и лингвистических.

Понятие о лексическом значении слов. Лингвистические словарями
русского языка,
особенности словарной статьи. Сравнение роли
энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению
пользоваться различными словарями.
В царстве смыслов.
Знакомство с многозначными словами, словами-омонимами. Способы и
причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа
«Отличие многозначных слов и слов-омонимов».
Как и почему появляются новые слова?
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с
различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в
русском языке.
Многозначность слова.
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной
статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков
многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое
и переносное значение слов».
Этимологический словарь.
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи
этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и
историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Об одном и том же - разными словами.
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словамисинонимами и правильным употреблением их в речи.
О возникновении названий.
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится
понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими
словарями.
Слова – антиподы.
Работа с пословицами и поговорками. Понятие «антонимы». Работа со
«Словарем
антонимов русского языка». (Беседа по
содержанию
стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». )

Фразеологические обороты.
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие
«фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении
фразеологизмов в речи.
Фразеологизмы в речи героев художественных произведений.
Словари «чужих» слов.
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря
иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со
словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
«Литературный язык»
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина.
Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь».
Нахождение примеров народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение
афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа
по обогащению словарного запаса учащихся.
Неологизмы.
«Авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение
индивидуально-авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Устаревшие слова и неологизмы.
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со
словами- новичками.
Работа над пониманием и умение правильно
употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды
архаизмов.
Словарь языка Пушкина.
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина».
Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого
словаря. Работа со словарем.
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с
историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере
произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Паронимы.

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов
и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в
устной и письменной речи.
Знакомство с явлением межъязыковой
виды паронимов и способы их образования.

паронимии. Рассматриваются

Какой словарь поможет избежать ошибок?
Способы образования паронимов. Работа над умением правильно
употреблять паронимы в устной и письменной речи. Словарь паронимов.
Орфографический словарь.
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о
значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Научная этимология.
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря.
Какие бывают имена?
Знакомство с наукой «ономастика». Способы и причины образования
омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Древнерусские имена.
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с
этимологическим словарем.
Отчество и фамилия.
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке.
Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений
фамилий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты


эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои
эмоции;












эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной
форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:





самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать
свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.

Познавательные УУД:






перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:





адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;




договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
задавать вопросы.

Обучающиеся должны знать:












отличительные признаки основных языковых единиц;
основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом,
фонетикой, морфологией, орфографией;
слова, словосочетания, предложения, текста;
основные орфографические и пунктуационные правила;
о
некоторых
нормах
русского
языка:
произносительных,
словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить
интонацию речи;
подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
пользоваться
орфографическим,
словообразовательным,
фразеологическим, этимологическими словарями
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

1

Наименование разделов и тем
программы
Фонетика и орфоэпия

Количество
часов
8

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
uchi.ru
РЭШ

2

Лексикология

26

uchi.ru
РЭШ
http://www.gramma.ru
http://www.rm.kirov.ru

Общее количество часов по
программе:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».