МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Управление образования администрации Каменского района МОУ СОШ с. Батрак РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Литературное краеведение» для обучающихся 5-7 классов с. Батрак 2023 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 класс 1. «С чего начинается Родина?» Понятие о литературном краеведении. «Большая» литература и литературное краеведение. Цели и задачи курса «Литературное краеведение». Пензенские поэты о Пензенском крае. 2. Малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки народов Пензенского края. Коренные народы Пензенского края (русские, мордва, татары, чуваши). Понятие о фольклоре и фольклорных жанрах. Сопоставительный анализ русских, мордовских, татарских пословиц, поговорок, загадок. Отражение в малых фольклорных жанрах представлений о жизни и быте разных народов, общие культурные и нравственные ценности. Рассказ по одной из пословиц (по выбору). Составление сборника пословиц (загадок, частушек) народов Пензенской области. 3. Сказки народов Пензенской области: русские («Охотник и колдун», «Иван Зеленый»), татарские («Конец света», «Алдар и мулла» и др.), мордовские («Юрт-ава», «Красавица Варана»). Жанровые особенности народной сказки, анализ сюжета и композиции волшебной сказки с помощью карт В.Я. Проппа. Сопоставительный анализ бытовых сказок: отражение в них особенностей жизни разных народов, знакомство с народным костюмом как этнографическим явлением. Добро и зло в сказках разных народов, трансляция общих нравственных ценностей. 4. Понятие о литературной сказке. А.П. Анисимова – собиратель и сочинитель сказок. Краткие биографические сведения об А.П. Анисимовой. Литературные сказки А.П. Анисимовой (Сб. «Бабушкины янтари», «Птица-радость»). Сопоставление литературной и народной сказки. Особенности «сказочного языка». Сочинительство сказки с использованием карт В.Я. Проппа. Создание сборника сказок, сочиненных обучающимися. 5. И. Крылов в Пензенском крае. Ода «Уединение» (фрагмент), басня «Свинья под дубом». Басня как литературный жанр (в сопоставлении со сказками о животных). И.А. Крылов – знаменитый русский баснописец, страницы биографии, связанные с Пензенским краем: Крылов в Зубрилове. Отражение жизненных впечатлений в оде «Уединение». Пензенские истоки басни «Свинья под дубом», чтение и анализ басни. 6. Н.И. Катков. Басни. Басня в истории современной литературы. Знакомство с творчеством Н.И. Каткова, басни в творческом наследии писателя, объекты сатиры в его баснях. Чтение и анализ басен «Река и Океан», «Басня про Петю». Поучительный смысл басен. 7. М.Ю. Лермонтов и Пензенский край. Детство в Тарханах. Барский дом и его обитатели. Крестьянский мир Тархан в жизни и творчестве М. Лермонтова. Чтение и обсуждение стихотворения «1 января» (отрывок «И помню я себя ребенком…»). Тарханские источники стихотворения «Бородино». Создание проекта «Бородинское сражение глазами М.Ю. Лермонтова» Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова. Турецкая сказка «Ашиккериб» в пересказе М. Лермонтова. 8. А.И. Куприн и Пензенский край. Рассказы А.И. Куприна о животных («Ю-ю», «Сапсан», «В зверинце», «Белый пудель» и др.). Страницы жизни и творчества А.И. Куприна. Виртуальная экскурсия в дом-музей Куприна в с. Наровчат. Отношения животных и людей в рассказах Куприна, особенности создания образов животных. Чтение и обсуждение одного из рассказов (по выбору). 9. Стихи пензенских поэтов о природе родного края. Образы природы в произведениях современных поэтов-пензенцев (В. Агапова, Г. Горланова, В. Застрожного, Д. Злобиной, А. Сазонова, М. Смирновой и др.). Патриотические мотивы в произведениях поэтов-земляков. Выразительное чтение стихов обучающимися (1-2 стихотворения по выбору). Создание сборника «Поэты-пензенцы о природе родного края» 10. У литературной карты Пензенской области. Понятие о литературной карте. Отражение на карте Пензенской области памятных мест, связанных с жизнью и творчеством поэтов и писателей. 6 класс 1. Легенды и предания народов Пензенского края. Легенды и предания в фольклоре, их отличие от сказки. Русские, татарские, мордовские легенды и предания о происхождении топонимов Пензенского края. Вариативность содержания как одна из особенностей фольклорных текстов. Три Легенды о царице Нарчатке. Чтение и обсуждение преданий о происхождении названий г. Пензы, р. Суры и пр. Легенда и былина. Проект «Топонимия Пензенского края в легендах и преданиях». 2. Народные песни Пензенского края. Песня в народной культуре. Жанровые разновидности народной песни. Народные песни, записанные на территории Пензенской области: жанры, тематика, языковые особенности. 3. Что значит изучать свой край? Пензенские краеведы. О.М. Савин – писатель-краевед. Научные основы литературного краеведения: запись и обработка фольклорного материала, изучение писем и документов, обращение к художественным текстам. Литературнокраеведческая деятельность О.М. Савина. Знакомство с отрывками из книги «Пишу тебе в Пензу…» Гипотезы о связи Пушкина с Пензенским краем. Проект «Пензенская тропинка к Пушкину». 4. Пушкин и Вяземский. «Степь», «Первый снег», «Саловка» и др. стихотворения П.А. Вяземского, навеянные пензенскими впечатлениями. Картины природы и средства их создания в поэтических текстах П. Вяземского. 5. Родная природа в лирике Лермонтова («Осень», «Прекрасны вы, поля земли родной…» и др. Чтение и анализ одного из стихотворений (по выбору). Знакомство с главами из книги С.А. Андреева-Кривича «Тарханская пора» о пребывании М.Ю. Лермонтова в Тарханах. Юношеская поэма «Черкесы», особенности сюжета, главные образы. Поэты и писатели о Лермонтове. Проект «Венок Лермонтову». 6. Н.С. Лесков и Пензенский край. Страницы жизни Н.С. Лескова, связанные с Пензенским краем, отражение пензенских впечатлений в произведениях писателя («Из мелочей архиерейской жизни», «Очарованный странник», «Загон» и др.). Очерк как жанр художественной публицистики. Чтение и обсуждение очерка «Пензенский архиерей Варлаам» (из «Мелочей архиерейской жизни»). Особенности создания образа главного героя. 6. Ф.И. Буслаев в Пензе. «Мои воспоминания» (фрагменты). Понятие автобиографической прозы. Пензенские страницы биографии Ф.И. Буслаева. Отражение детских впечатлений в воспоминаниях о годах обучения в Пензенской гимназии. Работа над проектом «Дети и детство на страницах произведений Пензенских писателей». 7. Ф.И. Гладков и Пензенский край. «Повесть о детстве» (главы по выбору). Страницы биографии писателя. Повесть как жанр художественной литературы. Картины крестьянской жизни в повести (гл. 5, 6: крестьянская работа, люди села). Особенности воплощения темы детства (гл. 7, 8 игры взрослых и детей; гл. 16 – «Заветы бабушки Натальи» и др.). Проект «Дети и детство на страницах произведений Пензенских писателей». 8. П.И. Замойский. «Две правды». Страницы биографии писателя. Отражение крестьянского быта в рассказе «Две правды». Тема детства и особенности ее воплощения в рассказе. Рассказ и очерк, жанровая специфика. Проект «Дети и детство на страницах произведений Пензенских писателей». 9. Пензенские поэты о родном крае. Образ малой родины в произведениях пензенских поэтов. Выразительное чтение стихов М. Смирновой, Д.Злобиной, Л. Яшиной, Ф. Ракушина, А. Сазонова и др. 10. У литературной карты Пензенской области. Заполнение литературной карты на основе изученных произведений. Чтение и/или пересказ наиболее понравившихся фрагментов. 7 класс 1. Страницы прошлого нашей Родины в произведениях писателей-земляков В. Канин «На тропе Батыевой» (главы из повести). Понятие об исторической прозе. Биографические сведения о В. Канине. Из истории замысла и работы над романом «На тропе Батыевой», история возникновения г. Пензы. Проект «Страницы прошлого нашей Родины в произведениях писателей-земляков». 2. Изображение героических характеров в романе М.Н. Загоскина «Юрий Милославский, или русские в 1612 году» (главы из романа). М.Н. Загоскин на Пензенской земле. «Юрий Милославский» – первый русский исторический роман, жанровое своеобразие, историческая основа сюжета. Система образов-персонажей, герои исторические и вымышленные. Героико-патриотический пафос романа. Изображение «смутного времени» Пушкиным и Загоскиным. 3. Картины нравов далекой эпохи в романе И.И. Лажечникова «Ледяной дом» (в сокращении). И.И. Лажечников и Пензенский край. И.И. Лажечников и В.Г. Белинский. Картины нравов далекой эпохи в романе «Ледяной дом», историческая основа повествования. Комментированное чтение и анализ эпизодов из гл. 3 (1 части), гл.3 (3 части) и др. по выбору. Особенности развития сюжета в романе и создания образов главных героев. 4. М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Тарханские впечатления в «Песне» и других произведениях М.Ю. Лермонтова. Тема крестьянского бунта в юношеском романе «Вадим». 5. Пенза и пензенцы на страницах мемуарной литературы. Картины провинциальной жизни XIX века в книге В.А. Инсарского «Половодье». Мемуары как литературный жанр и как исторический источник. В.А. Инсарский – «певец родного города», его место в литературном краеведении. Литературное изображение Пензы первой половины XIXвека (главы из книги). 6. Пензенские страницы жизни и творчества М.Е. СалтыковаЩедрина. Страницы жизни М.Е. Евграфовича Салтыкова-Щедрина, служба в Пензенской казенной палате. Отражение фактов пензенской действительности в произведениях сатирика. Очерк «Старый кот на покое». 7. Пенза начала ХХ века в воспоминаниях К.Д. Вишневского «Пенза и пензяки». Знакомство с «Пензенской энциклопедией», биографией К.Д. Вишневского. Выборочное чтение глав (гл. 1, 2) из книги К.Д. Вишневского «Пенза и пензяки». Проект «Картины жизни провинциального города XIX – XX вв. (по страницам мемуаров и художественных произведений)». 8. Пензенские поэты о Великой Отечественной войне. Тема войны в современной литературе и ее отражение в творчестве поэтов-земляков. Стихи А. Сазонова, Г. Горланова и др. о Великой Отечественной войне, тема мужества, боевого и трудового подвига народа. 9. Стойкость и мужество советского человека в произведениях К.С. Бадигина. Знакомство с биографией К.С. бадигина. Выборочное чтение и обсуждение глав из романа «На морских просторах» или «Седовцы». Страницы биографии К.С. Бадигина. Отражение в художественном творчестве жизненных впечатлений полярного капитана. Исторические романы Бадигина (обзор). 10. Мастерство и талантливость народных умельцев в романе В.Л. Садовского «Алмазная грань». Чтение и обсуждение фрагментов романа «Алмазная грань» о Никольском хрустальном заводе, о мастерстве и талантливости народных умельцев. 11. «Горжусь тобой, мой край родной». Завершение проекта «У литературной карты Пензенской области». Любимые страницы произведений о Пензе и пензенцах. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературного краеведения в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные учебные познавательные действия: 1) Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса); устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. 3) Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. Универсальные учебные коммуникативные действия: 1) Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместная деятельность: использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные учебные регулятивные действия: 1) Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. 3) Эмоциональный интеллект: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций. 4) Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 КЛАСС 1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации; 2) понимать, что литература – это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического; 3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения: определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма; сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей; сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся); 4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся); 5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту; 6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся); 7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся); 8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы; 9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития; 10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков; 11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся); 12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернетресурсами, соблюдая правила информационной безопасности. 6 КЛАСС 1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; 2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный текст от текста научного, делового, публицистического; 3) осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся); определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа; выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и литературного развития обучающихся); сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино); 4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся); 5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту; 6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному; 7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв; 8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа; 9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития; 10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков; 11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты; 12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности. 7 КЛАСС 1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; 2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического; 3) проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать, что в литературных произведениях отражена художественная картина мира: анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тему, главную мысль и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей; определять особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительновыразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; понимать сущность и элементарные смысловые функции теоретико-литературных понятий и учиться самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, послание, поэма, песня); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; юмор, ирония, сатира; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, особенности языка; сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино); 4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 9 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся); 5) пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу; 6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку прочитанному; 7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; под руководством учителя учиться исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, литературно-творческой работы на самостоятельно или под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему; 8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные художественные произведения древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа; 9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы для самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и эстетических впечатлений; 10) планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков; 11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской деятельности и публично представлять полученные результаты; 12) развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме; самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и подбирать проверенные источники в интернет-библиотеках для выполнения учебных задач, соблюдая правила информационной безопасности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы курса 1 «С чего начинается Родина…» 2 Малые жанры в фольклоре народов пензенского края Сказки народов Пензенского края Литературные сказки в творчестве писателейземляков 3 4 Коли Электронные (цифровые) честв образовательные ресурсы о часов 2 https://kraeved-pnz.ru / http://www.suslony.ru/Penzagebiet/PenzKray.h tm http://penzacitylib.ru/index.php?option=com_k 2&view=item&task=download&id=365_79f87 0da963e7b5f1aa76d14d23f1f09&Itemid=146 5 https://dl.liblermont.ru/DL/August_17/Pesni_i_ skazki_penzenskoi_oblasti.pdf/view 7 https://dl.liblermont.ru/DL/August_17/Pesni_i_ skazki_penzenskoi_oblasti.pdf/view 6 http://soyuz-pisatelei.ru https://imwerden.de/pdf/propp_istoricheskie_k orni_volshebnoj_skazki_1986__ocr.pdf 5 Басня как жанр в литературном краеведении 4 6 М.Ю. Лермонтов и Пензенский край 5 7 Произведения пензенских писателей и поэтов о родном крае 4 8 «У литературной карты Пензенской области». Итоговое занятие Всего 1 6 КЛАСС 34 https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKC kpKLbS18_Nr0zULchJzEstSdQrKtUvSi3ILyo p1i_LTC3XLy1OTElKjE_Pz8lMrsyrzCgoyq_ KL8ovK87OzIivKk0qyszJL8uPNzQwNTFiYD A0MzM0Mzc3NrVkuL3bhYlTd1p4B0NT0Br TI4UAB8goDw&src=2d60f60&via_page=1&u ser_type=49&oqid=c2776b4eb7358192 Катков Н.И. http://mkpenza.ru/article/liter/121 http://tarhany.ru » http://tarhany.ru www.Домиклермонтова.рф http://penzacitylib.ru/index.php?option=com_k 2&view=item&task=download&id=365_79f87 0da963e7b5f1aa76d14d23f1f09&Itemid=146 http://kuprin-lit.ru http://penzacitylib.ru/index.php?option=com_k 2&view=item&task=download&id=365_79f87 0da963e7b5f1aa76d14d23f1f09&Itemid=146 https://kraeved-pnz.ru/ www.muzlitpenza.ru № п/п Наименование разделов и тем программы курса Количест во часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Легенды и предания народов Пензенского края. Народные песни Пензенского края Что значит изучать свой край? Пензенские краеведы Пензенская тропинка к Пушкину Лермонтов и Пензенский край. Н.С. Лесков и Пензенский край Ф.И. Буслаев в Пензе 4 Ф.В. Гладков и Пензенский край П.И. Замойский 8 10 Пензенские поэты о родном крае 3 11 Итоговое занятие 1 http://www.suslony.ru/Penzagebiet/PenzKray.h tm www.suslony.ru https://dl.liblermont.ru/DL/August_17/Pesni_i_ skazki_penzenskoi_oblasti.pdf/view https://kraeved-pnz.ru/ www.penzahroniki.ru www.ru.wikipelia.org www.ru.wikipelia.org www.ru.wikipelia.org http://tarhany.ru www.Домиклермонтова.рф www.ru.wikipelia.org www.muzlitpenza.ru www.ru.wikipelia.org www.az.lib.ru www.ru.wikipelia.org www.muzlitpenza.ru www.ru.wikipelia.org www.muzlitpenza.ru http://penzacitylib.ru/index.php?option=com_k 2&view=item&task=download&id=365_79f87 0da963e7b5f1aa76d14d23f1f09&Itemid=146 https://kraeved-pnz.ru/ www.muzlitpenza.ru 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Всего 2 1 2 7 2 2 2 34 7 КЛАСС № п/п 1 Наименование разделов и тем программы курса Количест во часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Страницы прошлого нашей Родины в произведениях писателей-земляков (понятие об исторической прозе) 14 www.ru.wikipelia.org https://kraeved-pnz.ru/ https://www.youtube.com/watch?v=AzzjQoDV QF0 www.ru.wikipelia.org http://zagoskin.lit-info.ru/zagoskin/proza/yurijmiloslavskij/index.htm www.ru.wikipelia.org https://bookscafe.net/book/lazhechnikov_ivanledyanoy_dom-42300.html http://tarhany.ru http://lermontovlit.ru/lermontov/kritika/mihajlova-prozalermontova/vadim.htm http://lermontovlit.ru/lermontov/kritika/mihajlova-prozalermontova/vadim.htm https://www.youtube.com/watch?v=Pxalj0dGaI 2 Пенза и пензенцы на страницах мемуарной литературы 9 www.ru.wikipelia.org www.rusneb.ru www.old_penza.livejournal.com www.ru.wikipelia.org www.muzlitpenza.ru https://penza-enc.ru/ www.ru.wikipelia.org 3 «Горжусь тобой, мой край родной» 10 https://dl.liblermont.ru/DL/January_15/Savin% 20A%20pamiaty%20vechen%20ogon.pdf/dow nload/Savin%20A%20pamiaty%20vechen%20 ogon.pdf www.ru.wikipelia.org www.rgo.ru www.muzlitpenza.ru www.ru.wikipelia.org https://knigogid.ru/books/763599-almaznayagran/toread http://penza.gallery/o-muzee/filialy/nikolskijmuzej.html http://penzacitylib.ru/index.php?option=com_k 2&view=item&task=download&id=365_79f87 0da963e7b5f1aa76d14d23f1f09&Itemid=146 www.muzlitpenza.ru Итоговый урок Всего 1 34