РП курс литер кр 5-7

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Батрак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Литературное краеведение»
для обучающихся 5-7 классов

с. Батрак 2023

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 класс
1.
«С чего начинается Родина?» Понятие о литературном
краеведении. «Большая» литература и литературное краеведение. Цели и
задачи курса «Литературное краеведение». Пензенские поэты о
Пензенском крае.
2.
Малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки,
загадки народов Пензенского края. Коренные народы Пензенского края
(русские, мордва, татары, чуваши). Понятие о фольклоре и фольклорных
жанрах. Сопоставительный анализ русских, мордовских, татарских
пословиц, поговорок, загадок. Отражение в малых фольклорных жанрах
представлений о жизни и быте разных народов, общие культурные и
нравственные ценности. Рассказ по одной из пословиц (по выбору).
Составление сборника пословиц (загадок, частушек) народов Пензенской
области.
3.
Сказки народов Пензенской области: русские («Охотник и
колдун», «Иван Зеленый»), татарские («Конец света», «Алдар и мулла» и
др.), мордовские («Юрт-ава», «Красавица Варана»). Жанровые
особенности народной сказки, анализ сюжета и композиции волшебной
сказки с помощью карт В.Я. Проппа. Сопоставительный анализ бытовых
сказок: отражение в них особенностей жизни разных народов, знакомство
с народным костюмом как этнографическим явлением. Добро и зло в
сказках разных народов, трансляция общих нравственных ценностей.
4. Понятие о литературной сказке. А.П. Анисимова – собиратель
и сочинитель сказок. Краткие биографические сведения об А.П.
Анисимовой. Литературные сказки А.П. Анисимовой (Сб. «Бабушкины
янтари», «Птица-радость»). Сопоставление литературной и народной
сказки. Особенности «сказочного языка». Сочинительство сказки с
использованием карт В.Я. Проппа. Создание сборника сказок, сочиненных
обучающимися.
5. И. Крылов в Пензенском крае. Ода «Уединение» (фрагмент),
басня «Свинья под дубом». Басня как литературный жанр (в
сопоставлении со сказками о животных). И.А. Крылов – знаменитый
русский баснописец, страницы биографии, связанные с Пензенским краем:
Крылов в Зубрилове. Отражение жизненных впечатлений в оде
«Уединение». Пензенские истоки басни «Свинья под дубом», чтение и
анализ басни.

6. Н.И. Катков. Басни. Басня в истории современной литературы.
Знакомство с творчеством Н.И. Каткова, басни в творческом наследии
писателя, объекты сатиры в его баснях. Чтение и анализ басен «Река и
Океан», «Басня про Петю». Поучительный смысл басен.
7. М.Ю. Лермонтов и Пензенский край. Детство в Тарханах.
Барский дом и его обитатели. Крестьянский мир Тархан в жизни и
творчестве М. Лермонтова. Чтение и обсуждение стихотворения «1
января» (отрывок «И помню я себя ребенком…»). Тарханские источники
стихотворения «Бородино». Создание проекта «Бородинское сражение
глазами М.Ю. Лермонтова»
Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова. Турецкая сказка «Ашиккериб» в пересказе М. Лермонтова.
8. А.И. Куприн и Пензенский край. Рассказы А.И. Куприна о
животных («Ю-ю», «Сапсан», «В зверинце», «Белый пудель» и др.).
Страницы жизни и творчества А.И. Куприна. Виртуальная экскурсия в
дом-музей Куприна в с. Наровчат. Отношения животных и людей в
рассказах Куприна, особенности создания образов животных. Чтение и
обсуждение одного из рассказов (по выбору).
9. Стихи пензенских поэтов о природе родного края. Образы
природы в произведениях современных поэтов-пензенцев (В. Агапова, Г.
Горланова, В. Застрожного, Д. Злобиной, А. Сазонова, М. Смирновой и
др.). Патриотические мотивы в произведениях поэтов-земляков.
Выразительное чтение стихов обучающимися (1-2 стихотворения по
выбору). Создание сборника «Поэты-пензенцы о природе родного края»
10. У литературной карты Пензенской области. Понятие о
литературной карте. Отражение на карте Пензенской области памятных
мест, связанных с жизнью и творчеством поэтов и писателей.
6 класс
1.
Легенды и предания народов Пензенского края. Легенды и
предания в фольклоре, их отличие от сказки. Русские, татарские,
мордовские легенды и предания о происхождении топонимов Пензенского
края. Вариативность содержания как одна из особенностей фольклорных
текстов. Три Легенды о царице Нарчатке. Чтение и обсуждение преданий
о происхождении названий г. Пензы, р. Суры и пр. Легенда и былина.
Проект «Топонимия Пензенского края в легендах и преданиях».

2.
Народные песни Пензенского края. Песня в народной
культуре. Жанровые разновидности народной песни. Народные песни,
записанные на территории Пензенской области: жанры, тематика,
языковые особенности.
3. Что значит изучать свой край? Пензенские краеведы. О.М.
Савин – писатель-краевед. Научные основы литературного краеведения:
запись и обработка фольклорного материала, изучение писем и
документов, обращение к художественным текстам. Литературнокраеведческая деятельность О.М. Савина. Знакомство с отрывками из
книги «Пишу тебе в Пензу…» Гипотезы о связи Пушкина с Пензенским
краем. Проект «Пензенская тропинка к Пушкину».
4. Пушкин и Вяземский. «Степь», «Первый снег», «Саловка» и др.
стихотворения П.А. Вяземского, навеянные пензенскими впечатлениями.
Картины природы и средства их создания в поэтических текстах П.
Вяземского.
5. Родная природа в лирике Лермонтова («Осень», «Прекрасны вы,
поля земли родной…» и др. Чтение и анализ одного из стихотворений (по
выбору). Знакомство с главами из книги С.А. Андреева-Кривича
«Тарханская пора» о пребывании М.Ю. Лермонтова в Тарханах.
Юношеская поэма «Черкесы», особенности сюжета, главные образы.
Поэты и писатели о Лермонтове. Проект «Венок Лермонтову».
6. Н.С. Лесков и Пензенский край. Страницы жизни Н.С. Лескова,
связанные с Пензенским краем, отражение пензенских впечатлений в
произведениях писателя («Из мелочей архиерейской жизни»,
«Очарованный странник», «Загон» и др.). Очерк как жанр художественной
публицистики. Чтение и обсуждение очерка «Пензенский архиерей
Варлаам» (из «Мелочей архиерейской жизни»). Особенности создания
образа главного героя.
6. Ф.И. Буслаев в Пензе. «Мои воспоминания» (фрагменты).
Понятие автобиографической прозы. Пензенские страницы биографии
Ф.И. Буслаева. Отражение детских впечатлений в воспоминаниях о годах
обучения в Пензенской гимназии. Работа над проектом «Дети и детство на
страницах произведений Пензенских писателей».
7. Ф.И. Гладков и Пензенский край. «Повесть о детстве» (главы по
выбору). Страницы биографии писателя. Повесть как жанр
художественной литературы. Картины крестьянской жизни в повести (гл.
5, 6: крестьянская работа, люди села). Особенности воплощения темы

детства (гл. 7, 8 игры взрослых и детей; гл. 16 – «Заветы бабушки
Натальи» и др.). Проект «Дети и детство на страницах произведений
Пензенских писателей».
8. П.И. Замойский. «Две правды». Страницы биографии писателя.
Отражение крестьянского быта в рассказе «Две правды». Тема детства и
особенности ее воплощения в рассказе. Рассказ и очерк, жанровая
специфика. Проект «Дети и детство на страницах произведений
Пензенских писателей».
9. Пензенские поэты о родном крае. Образ малой родины в
произведениях пензенских поэтов. Выразительное чтение стихов М.
Смирновой, Д.Злобиной, Л. Яшиной, Ф. Ракушина, А. Сазонова и др.
10. У литературной карты Пензенской области. Заполнение
литературной карты на основе изученных произведений. Чтение и/или
пересказ наиболее понравившихся фрагментов.
7 класс
1. Страницы прошлого нашей Родины в произведениях
писателей-земляков В. Канин «На тропе Батыевой» (главы из повести).
Понятие об исторической прозе. Биографические сведения о В. Канине.
Из истории замысла и работы над романом «На тропе Батыевой», история
возникновения г. Пензы. Проект «Страницы прошлого нашей Родины в
произведениях писателей-земляков».
2. Изображение героических характеров в романе М.Н. Загоскина
«Юрий Милославский, или русские в 1612 году» (главы из романа).
М.Н. Загоскин на Пензенской земле. «Юрий Милославский» – первый
русский исторический роман, жанровое своеобразие, историческая основа
сюжета. Система образов-персонажей, герои исторические и
вымышленные. Героико-патриотический пафос романа. Изображение
«смутного времени» Пушкиным и Загоскиным.
3. Картины нравов далекой эпохи в романе И.И. Лажечникова
«Ледяной дом» (в сокращении). И.И. Лажечников и Пензенский край.
И.И. Лажечников и В.Г. Белинский. Картины нравов далекой эпохи в
романе «Ледяной дом», историческая основа повествования.
Комментированное чтение и анализ эпизодов из гл. 3 (1 части), гл.3 (3
части) и др. по выбору. Особенности развития сюжета в романе и создания
образов главных героев.

4. М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Тарханские
впечатления в «Песне» и других произведениях М.Ю. Лермонтова. Тема
крестьянского бунта в юношеском романе «Вадим».
5. Пенза и пензенцы на страницах мемуарной литературы.
Картины провинциальной жизни XIX века в книге В.А. Инсарского
«Половодье». Мемуары как литературный жанр и как исторический
источник. В.А. Инсарский – «певец родного города», его место в
литературном краеведении. Литературное изображение Пензы первой
половины XIXвека (главы из книги).
6. Пензенские страницы жизни и творчества М.Е. СалтыковаЩедрина. Страницы жизни М.Е. Евграфовича Салтыкова-Щедрина,
служба в Пензенской казенной палате. Отражение фактов пензенской
действительности в произведениях сатирика. Очерк «Старый кот на
покое».
7. Пенза начала ХХ века в воспоминаниях К.Д. Вишневского
«Пенза и пензяки». Знакомство с «Пензенской энциклопедией»,
биографией К.Д. Вишневского. Выборочное чтение глав (гл. 1, 2) из книги
К.Д. Вишневского «Пенза и пензяки». Проект «Картины жизни
провинциального города XIX – XX вв. (по страницам мемуаров и
художественных произведений)».
8. Пензенские поэты о Великой Отечественной войне. Тема войны
в современной литературе и ее отражение в творчестве поэтов-земляков.
Стихи А. Сазонова, Г. Горланова и др. о Великой Отечественной войне,
тема мужества, боевого и трудового подвига народа.
9. Стойкость и мужество советского человека в произведениях
К.С. Бадигина. Знакомство с биографией К.С. бадигина. Выборочное
чтение и обсуждение глав из романа «На морских просторах» или
«Седовцы». Страницы биографии К.С. Бадигина. Отражение в
художественном творчестве жизненных впечатлений полярного капитана.
Исторические романы Бадигина (обзор).
10. Мастерство и талантливость народных умельцев в романе
В.Л. Садовского «Алмазная грань». Чтение и обсуждение фрагментов
романа «Алмазная грань» о Никольском хрустальном заводе, о мастерстве
и талантливости народных умельцев.

11. «Горжусь тобой, мой край родной». Завершение проекта «У
литературной карты Пензенской области». Любимые страницы
произведений о Пензе и пензенцах.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного краеведения в основной школе направлено
на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе
для основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе
для основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
 активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;

 представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
 представление о способах противодействия коррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на
примеры из литературы;
 активное участие в школьном самоуправлении;
 готовность
к
участию
в
гуманитарной
деятельности
(волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
 осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также
литератур народов РФ;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;
 уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране, обращая
внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора с оценкой поведения и поступков
персонажей литературных произведений;
 готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
 активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.

Эстетического воспитания:
 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных
произведений;
 осознание важности художественной литературы и культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
 осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,
опираясь на примеры из литературных произведений;
 уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудового воспитания:
 установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и










социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства с деятельностью героев на страницах
литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной
профессиональной
деятельности
и
развитие
необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том
числе при изучении произведений русского фольклора и
литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
 повышение
уровня
экологической
культуры,
осознание
глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, в том числе сформированное при знакомстве с
литературными произведениями, поднимающими экологические
проблемы;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и

социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературные произведения;
 овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности
с учётом специфики школьного литературного образования;
 установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального
и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
 изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных
произведений;
 потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
 в действии в условиях неопределенности, повышение уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
 в выявлении и связывании образов, необходимость в
формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
 умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
 анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;

 оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
 способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на
жизненный и читательский опыт;
 воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер;
 оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия;
 формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие
универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и
явлений
(литературных
направлений,
этапов
историколитературного процесса);
 устанавливать существенный признак классификации и
классифицировать литературные объекты по существенному
признаку, устанавливать основания для их обобщения и
сравнения, определять критерии проводимого анализа;
 с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых литературных фактах и
наблюдениях над текстом;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий с учётом учебной задачи;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной учебной задачи;
 выявлять
причинно-следственные
связи
при
изучении
литературных явлений и процессов;

 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
 формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при
работе с разными типами текстов (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
 использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания в литературном образовании;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей литературного
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей
объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
 владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе литературной и другой информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
литературную и другую информацию различных видов и форм
представления;

 находить
сходные
аргументы
(подтверждающие
или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые
учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
 оценивать надёжность литературной и другой информации по
критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
 использовать преимущества командной (парной, групповой,
коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость

применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
 принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; планировать организацию совместной работы на
уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности,
определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей
всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
по своему направлению, и координировать свои действия с
другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий результат по
критериям, сформулированным понимать намерения других,
проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
 участниками взаимодействия на литературных занятиях;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:

1) Самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных
ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной
литературе;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся
ресурсов
и
собственных
возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного
алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с
учётом получения новых знаний об изучаемом литературном
объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в
школьном литературном образовании; давать адекватную оценку
учебной ситуации и предлагать план её изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и
условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
 развивать способность различать и называть собственные эмоции,
управлять ими и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого, анализируя примеры из художественной
литературы;
 регулировать способ выражения своих эмоций.
4) Принятие себя и других:

 осознанно относиться к другому человеку, его мнению,
размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
 проявлять открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности
литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между
народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература – это вид искусства и что
художественный текст отличается от текста научного, делового,
публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
 определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные
представления о родах и жанрах литературы; характеризовать
героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
выявлять элементарные особенности языка художественного
произведения, поэтической и прозаической речи;
 понимать смысловое наполнение теоретико-литературных
понятий и учиться использовать их в процессе анализа и
интерпретации произведений: художественная литература и
устное народное творчество; проза и поэзия; художественный
образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка,
рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика;
сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая
характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная
деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория;
ритм, рифма;
 сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
 сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно
прочитанные произведения фольклора и художественной
литературы с произведениями других видов искусства (с учётом
возраста, литературного развития обучающихся);

4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5
поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное
отношение к произведению (с учётом литературного развития и
индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении,
подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного
развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров
объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития
обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки
текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного
народного творчества и художественной литературы для познания мира,
формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для
собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение,
расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений
современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под
руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с
учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и
справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под
руководством учителя электронными библиотеками и другими интернетресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
6 КЛАСС
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность
литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства,
отличать художественный текст от текста научного, делового,
публицистического;

3) осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ
произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом
литературного развития обучающихся);
 определять тему и главную мысль произведения, основные
вопросы, поднятые автором; указывать родовую и жанровую
принадлежность произведения; выявлять позицию героя и
авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать
их
сравнительные
характеристики;
выявлять
основные
особенности языка художественного произведения, поэтической и
прозаической речи;
 понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться
использовать их в процессе анализа и интерпретации
произведений, оформления собственных оценок и наблюдений:
художественная литература и устное народное творчество; проза и
поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры
(рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержание
литературного произведения; тема, идея, проблематика; сюжет,
композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка,
развитие действия, кульминация, развязка; повествователь,
рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой,
речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная
деталь;
юмор,
ирония;
эпитет,
метафора,
сравнение;
олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный
метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;
 выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними;
 сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей,
сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы,
жанры (с учётом возраста и литературного развития
обучающихся);
 сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно
прочитанные произведения художественной литературы с
произведениями других видов искусства (живопись, музыка,
театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее
7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное
отношение к произведению (с учётом литературного развития,
индивидуальных особенностей обучающихся);

5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать
вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении,
давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров
(объёмом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной
теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв;
8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных
произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной
литературы и современных авторов с использованием методов смыслового
чтения и эстетического анализа;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного
народного творчества и художественной литературы для познания мира,
формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для
собственного развития;
10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг
чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений
современной литературы для детей и подростков;
11)
развивать
умения
коллективной
проектной
или
исследовательской деятельности под руководством учителя и учиться
публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать словари и справочники, в том
числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя
электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая
правила информационной безопасности.
7 КЛАСС
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность
литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства,
выявлять отличия художественного текста от текста научного, делового,
публицистического;
3) проводить смысловой и эстетический анализ произведений
фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного

развития обучающихся), понимать, что в литературных произведениях
отражена художественная картина мира:
 анализировать произведение в единстве формы и содержания;
определять тему, главную мысль и проблематику произведения,
его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию
героя,
рассказчика
и
авторскую
позицию,
учитывая
художественные особенности произведения; характеризовать
героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики,
оценивать систему персонажей; определять особенности
композиции и основной конфликт произведения; объяснять своё
понимание нравственно-философской, социально-исторической и
эстетической
проблематики
произведений
(с
учётом
литературного развития обучающихся); выявлять основные
особенности языка художественного произведения, поэтической и
прозаической речи; находить основные изобразительновыразительные средства, характерные для творческой манеры
писателя, определять их художественные функции;
 понимать сущность и элементарные смысловые функции
теоретико-литературных понятий и учиться самостоятельно
использовать их в процессе анализа и интерпретации
произведений, оформления собственных оценок и наблюдений:
художественная литература и устное народное творчество; проза и
поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры
(рассказ, повесть, роман, послание, поэма, песня); форма и
содержание
литературного
произведения;
тема,
идея,
проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский
и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
автор, повествователь,
рассказчик,
литературный герой
(персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя;
портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; юмор, ирония,
сатира; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола;
антитеза, аллегория; анафора; стихотворный метр (хорей, ямб,
дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа;
 выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними;
 сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей,
сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы,
жанры, художественные приёмы, особенности языка;

 сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные
произведения художественной литературы с произведениями
других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее
9 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное
отношение к произведению (с учётом литературного развития,
индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя различные
виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и
самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и
вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении,
соотносить собственную позицию с позицией автора, давать
аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров
(объёмом не менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной
теме с опорой на прочитанные произведения; под руководством учителя
учиться исправлять и редактировать собственные письменные тексты;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для
составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе,
литературно-творческой работы на самостоятельно или под руководством
учителя выбранную литературную или публицистическую тему;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально
изученные художественные произведения древнерусской, русской и
зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и
художественной литературы для самостоятельного познания мира,
развития собственных эмоциональных и эстетических впечатлений;
10) планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения
по рекомендациям учителя и сверстников, в том числе за счёт
произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или
исследовательской деятельности и публично представлять полученные
результаты;
12) развивать умение использовать энциклопедии, словари и
справочники, в том числе в электронной форме; самостоятельно
пользоваться электронными библиотеками и подбирать проверенные

источники в интернет-библиотеках для выполнения учебных задач,
соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и
тем
программы курса

1

«С чего начинается
Родина…»

2

Малые жанры в фольклоре
народов пензенского края
Сказки народов
Пензенского края
Литературные сказки в
творчестве писателейземляков

3
4

Коли
Электронные (цифровые)
честв
образовательные ресурсы
о
часов
2
https://kraeved-pnz.ru /
http://www.suslony.ru/Penzagebiet/PenzKray.h
tm
http://penzacitylib.ru/index.php?option=com_k
2&view=item&task=download&id=365_79f87
0da963e7b5f1aa76d14d23f1f09&Itemid=146
5
https://dl.liblermont.ru/DL/August_17/Pesni_i_
skazki_penzenskoi_oblasti.pdf/view
7
https://dl.liblermont.ru/DL/August_17/Pesni_i_
skazki_penzenskoi_oblasti.pdf/view
6
http://soyuz-pisatelei.ru
https://imwerden.de/pdf/propp_istoricheskie_k
orni_volshebnoj_skazki_1986__ocr.pdf

5

Басня как жанр в
литературном краеведении

4

6

М.Ю. Лермонтов и
Пензенский край

5

7

Произведения пензенских
писателей и поэтов о
родном крае

4

8

«У литературной карты
Пензенской области».
Итоговое занятие
Всего

1

6

КЛАСС

34

https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKC
kpKLbS18_Nr0zULchJzEstSdQrKtUvSi3ILyo
p1i_LTC3XLy1OTElKjE_Pz8lMrsyrzCgoyq_
KL8ovK87OzIivKk0qyszJL8uPNzQwNTFiYD
A0MzM0Mzc3NrVkuL3bhYlTd1p4B0NT0Br
TI4UAB8goDw&src=2d60f60&via_page=1&u
ser_type=49&oqid=c2776b4eb7358192
Катков Н.И. http://mkpenza.ru/article/liter/121
http://tarhany.ru
» http://tarhany.ru
www.Домиклермонтова.рф
http://penzacitylib.ru/index.php?option=com_k
2&view=item&task=download&id=365_79f87
0da963e7b5f1aa76d14d23f1f09&Itemid=146
http://kuprin-lit.ru
http://penzacitylib.ru/index.php?option=com_k
2&view=item&task=download&id=365_79f87
0da963e7b5f1aa76d14d23f1f09&Itemid=146
https://kraeved-pnz.ru/
www.muzlitpenza.ru

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы курса

Количест
во часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Легенды и предания
народов Пензенского
края.
Народные
песни
Пензенского края
Что значит изучать
свой край? Пензенские
краеведы
Пензенская тропинка к
Пушкину
Лермонтов и
Пензенский край.
Н.С. Лесков и
Пензенский край
Ф.И. Буслаев в Пензе

4

Ф.В. Гладков и
Пензенский край
П.И. Замойский

8

10

Пензенские поэты о
родном крае

3

11

Итоговое занятие

1

http://www.suslony.ru/Penzagebiet/PenzKray.h
tm
www.suslony.ru
https://dl.liblermont.ru/DL/August_17/Pesni_i_
skazki_penzenskoi_oblasti.pdf/view
https://kraeved-pnz.ru/
www.penzahroniki.ru
www.ru.wikipelia.org
www.ru.wikipelia.org
www.ru.wikipelia.org
http://tarhany.ru
www.Домиклермонтова.рф
www.ru.wikipelia.org
www.muzlitpenza.ru
www.ru.wikipelia.org
www.az.lib.ru
www.ru.wikipelia.org
www.muzlitpenza.ru
www.ru.wikipelia.org
www.muzlitpenza.ru
http://penzacitylib.ru/index.php?option=com_k
2&view=item&task=download&id=365_79f87
0da963e7b5f1aa76d14d23f1f09&Itemid=146
https://kraeved-pnz.ru/
www.muzlitpenza.ru

1

2
3

4
5
6
7
8
9

Всего

2
1

2
7
2
2

2

34

7 КЛАСС
№
п/п

1

Наименование
разделов и тем
программы курса

Количест
во часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Страницы
прошлого
нашей
Родины
в
произведениях
писателей-земляков
(понятие
об
исторической прозе)

14

www.ru.wikipelia.org
https://kraeved-pnz.ru/
https://www.youtube.com/watch?v=AzzjQoDV
QF0
www.ru.wikipelia.org
http://zagoskin.lit-info.ru/zagoskin/proza/yurijmiloslavskij/index.htm
www.ru.wikipelia.org
https://bookscafe.net/book/lazhechnikov_ivanledyanoy_dom-42300.html
http://tarhany.ru
http://lermontovlit.ru/lermontov/kritika/mihajlova-prozalermontova/vadim.htm

http://lermontovlit.ru/lermontov/kritika/mihajlova-prozalermontova/vadim.htm
https://www.youtube.com/watch?v=Pxalj0dGaI
2

Пенза и пензенцы на
страницах мемуарной
литературы

9

www.ru.wikipelia.org www.rusneb.ru
www.old_penza.livejournal.com
www.ru.wikipelia.org www.muzlitpenza.ru
https://penza-enc.ru/
www.ru.wikipelia.org

3

«Горжусь тобой, мой
край родной»

10

https://dl.liblermont.ru/DL/January_15/Savin%
20A%20pamiaty%20vechen%20ogon.pdf/dow
nload/Savin%20A%20pamiaty%20vechen%20
ogon.pdf
www.ru.wikipelia.org
www.rgo.ru
www.muzlitpenza.ru
www.ru.wikipelia.org
https://knigogid.ru/books/763599-almaznayagran/toread
http://penza.gallery/o-muzee/filialy/nikolskijmuzej.html
http://penzacitylib.ru/index.php?option=com_k
2&view=item&task=download&id=365_79f87
0da963e7b5f1aa76d14d23f1f09&Itemid=146
www.muzlitpenza.ru

Итоговый урок
Всего

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».