МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Пензенской области Управление образования администрации Каменского района МОУ СОШ с. Батрак РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Лингвистическое краеведение» для обучающихся 10 класса с. Батрак 2023 1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Лингвистическое краеведение как наука. Предмет и задачи курса «Лингвистическое краеведение». История и основные направления изучения языка в аспекте краеведения. Разделы лингвокраеведения. Источники и методы изучения лингвокраеведческой информации. 2. Лингвисты Пензенского края. Выдающиеся лингвисты, чья жизнь и/или деятельность связана с Пензенским краем (В. Г. Белинский, Ф. И. Буслаев, А. Н. Гвоздев, Н. И. Ильминский, Б. К. Пашков, В. Д. Бондалетов, Е. С. Скобликова и др.) Основные методы и приемы изучения научного наследия лингвистов. Исследовательский проект «Лингвисты Пензенского края»: выбор темы, задачи исследования, сбор и структурирование информации. Защита проекта. 3. Изучение языка города. Основные единицы языкового портрета города: астионимы, годонимы, агоронимы, эргонимы и т.д. Годонимы как составная часть исторического лингвистического портрета города. Годонимия Пензенского региона в семантическом и семиотическом аспектах. Пензы. Языковая политика в городе. Эргонимы как проявление языкового вкуса горожан. Основные стратегии создания эргонимов. Региональная специфика эргонимов г. Пензы. Городская эпиграфика. Памятники как объекты коммеморации. Языковые особенности текстов на памятниках г. Пензы. Проект «Язык нашего города». 4. Топонимика Пензенского края. Понятие о топониме, виды топонимов: ойконимы, гидронимы, оронимы, спелеонимы, океанонимы, пелагонимы, лимнонимы, потамонимы, агронимы и др. Макротопонимы, мезотопонимы и микротопонимы. Топонимы как памятники культуры. Слово на карте родного края. Орфография и орфоэпия топонимов. Употребление топонимов в художественной литературе. 5. Семейная родословная как жанр. Содержание и структура семейных родословных. Понятия «поколение», «потомки», «предки». Степени родства в семье. История рода. Преемственность в семье. Сбор и оформление материала: работа с архивными источниками, с документами, хранящимися в семье. Основные понятия генеалогии. Генеалогические источники и их классификация. Восходящее и нисходящее родословие. Имена и фамилии в истории семьи. Проект «Моя родословная». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (10 КЛАСС) К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные 2 результаты по отдельным темам программы по русскому языку: Общие сведения о языке Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке. Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного). Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г.№ 53ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»). Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике. Язык и речь. Культура речи Система языка. Культура речи Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы. Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики. Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры. Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка. 3 Иметь представление о языковой норме, её видах. Использовать словари русского языка в учебной деятельности. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы Выполнять фонетический анализ слова. Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте. Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов. Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка. Соблюдать основные произносительные современного русского литературного языка. и акцентологические нормы Использовать орфоэпический словарь. Лексикология и фразеология. Лексические нормы Выполнять лексический анализ слова. Определять изобразительно-выразительные средства лексики. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка. Соблюдать лексические нормы. Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики. Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы 4 Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова. Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов (аббревиатур). Использовать словообразовательный словарь. Морфология. Морфологические нормы Выполнять морфологический анализ слова. Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка. Соблюдать морфологические нормы. Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного). Использовать словарь грамматических трудностей, справочники. Орфография. Основные правила орфографии Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии. Выполнять орфографический анализ слова. Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила орфографии. Использовать орфографические словари. Речь. Речевое общение Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой 5 ситуацией (объём устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического высказывания — не менее 7—8 реплик). Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов). Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации. Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Текст. Информационно-смысловая переработка текста Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике. Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух. Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте. 6 Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов). Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие). Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • способность к осознанию российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, свой край, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; уважение к русскому языку как основе российской гражданской идентичности и главному фактору национального самоопределения; уважение к языкам и культурным ценностям других народов; • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести 7 диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты характеризуют овладение обучающимися тремя группами универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение использовать разные виды чтения, владеть приемами смыслового чтения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения курса русского языка «Лингвистическое краеведение» обучающийся научится: 8 воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания; проводить лингвистические исследования, связанные с социальными функциями языка, и использовать их результаты в практической речевой деятельности; анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; преобразовывать текст в другие виды передачи информации; выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи; 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Наименование разделов и тем программы курса 1 Лингвистическое краеведение как наука 2 2 Лингвисты Пензенского края 6 3 Язык провинциального города 14 4 Топонимика Пензенского края 6 5 Семейная родословная (лингвокультуроло гический аспект) 6 Всего Количе Виды деятельности ство часов Анкетирование обучающихся, беседа, составление вопросов по лингвокраеведению Сбор материала о выдающихся лингвистах, чтение фрагментов научных работ и других источников, извлечение информации. Виртуальная экскурсия в Пензенский областной архив и Пензенскую областную библиотеку имени М. Ю. Лермонтова Исследовательский проект ««Лингвисты Пензенского края» Слушание лекции, работа со словарем лингвистических терминов, составление тезауруса Анкетирование. Виртуальная экскурсия по улицам Пензы. Наблюдение над языковым материалом. Дебаты на тему « Как назвать улицу?» или Ролевая игра «Как назвать улицу?» Слушание лекции, извлечение нужной информации. Подготовка докладов, ролевая игра «Научно-практическая конференция: «Имя на карте». Анкетирование, наблюдение над языковым материалом. Подготовка докладов «История семьи в истории страны», Исследовательский проект «Имена и фамилии в родословной моей семьи» Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://kraeved-pnz.ru/ https://penza-enc.ru/ http://www.suslony.ru/Penzagebiet/ PenzKray.htm www.suslony.ru http://www.suslony.ru/Penzagebiet/ PenzKray.htm www.suslony.ru http://www.suslony.ru/Penzagebiet/ PenzKray.htm 34 10