РП обществознание 6-9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Батрак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1560338)
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 6-9 классов

с. Батрак 2023

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение.
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия
человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные,
духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни
человека и формирование личности. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности
и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение).
Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и
обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков.
Общение в современных условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в
группе. Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные
традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных
отношениях.
Общество, в котором мы живём.
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство
общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического
развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности
экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство.
Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб,
Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша
страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности
российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях
современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения
усилиями международного сообщества и международных организаций.

7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы.
Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина.
Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения
человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека.
Совесть и стыд.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного
поведения. Влияние моральных норм на общество и человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек как участник правовых отношений.
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники
правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка
поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая
культура личности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и
преступление. Опасность правонарушений для личности и общества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия
и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Права
ребёнка и возможности их защиты.
Основы российского права.
Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и
подзаконные акты. Отрасли права.
Основы гражданского права. Физические и юридические лица в
гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи.
Права потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как
участники гражданско-правовых отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и
государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и
обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и
обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового
договора. Рабочее время и время отдыха. Особенности правового статуса
несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности.
Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и
гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и

административная
ответственность.
Дисциплинарные
проступки
и
дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная ответственность.
Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура
правоохранительных
органов
Российской
Федерации.
Функции
правоохранительных органов.
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность
ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства.
Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство.
Виды
и
формы
предпринимательской
деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные
союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит,
платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное
банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя
финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники
доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план.
Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы
государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и
денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная
политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на
формирование личности. Современная молодёжная культура.

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в
развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в
современном
обществе.
Образование
в
Российской
Федерации.
Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода
совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и
общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая организация
общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления.
Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и
гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе.
Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия –
демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления и
приоритеты социальной политики российского государства. Россия – светское
государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной
власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская
Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная
Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской
Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерации.

Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
федерального
значения,
автономная
область,
автономный
округ.
Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и
гражданина.
Гражданство
Российской
Федерации.
Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской
Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и
групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор
подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные
ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации
в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения.
Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины,
проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные
проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её
улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское
движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа
жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир.
Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули
(разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех
основных сфер жизни общества и знание основ российского права.
Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по
годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается
такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы
российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты
воплощают
традиционные
российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в
жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения
по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе;
представление
о
способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам;
историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка
возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимос­вязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности,
а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
способность
обучающихся
во
взаимодействии
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту
и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать
понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а
также оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы, формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными
действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений
и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наи­более подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
3.
Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение
 осваивать и применять знания о социальных свойствах человека,
формировании личности, деятельности человека и её видах,
образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его
правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;


















характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности на примерах семьи, семейных традиций; характеризовать
основные потребности человека, показывать их индивидуальный
характер; особенности личностного становления и социальной позиции
людей с ограниченными возможностями здоровья; деятельность
человека; образование и его значение для человека и общества;
приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и
особенностей в современных условиях; малых групп, положения
человека в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и
конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства,
соперничества и сотрудничества людей в группах;
классифицировать по разным признакам виды деятельности человека,
потребности людей;
сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»;
свойства человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение);
устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей,
способов и результатов деятельности, целей и средств общения;
использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности общения как социального явления, познания
человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли
непрерывного образования, значения личного социального опыта при
осуществлении образовательной деятельности и общения в школе,
семье, группе сверстников;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и
личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, к различным способам выражения личной
индивидуальности, к различным формам неформального общения
подростков;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и
обязанностей учащегося; отражающие особенности ­отношений в
семье, со сверстниками, старшими и младшими;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в
том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской
Федерации»; составлять на их основе план, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе,
об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях
учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;

анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию о человеке и его социальном окружении из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций в СМИ;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе
общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными
возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как
важному виду деятельности;
 приобретать опыт использования полученных знаний в практической
деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с
представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по
возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
 приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с
людьми
другой
культуры,
национальной
и
религиозной
принадлежности
на
основе
гуманистических
ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём
 осваивать и применять знания об обществе и природе, положении
человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни
общества; явлениях в политической жизни общества, о народах России,
о государственной власти в Российской Федерации; культуре и
духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;
 характеризовать устройство общества, российское государство, высшие
органы государственной власти в Российской Федерации,
традиционные
российские
духовно-нравственные
ценности,
особенности информационного общества;
 приводить примеры разного положения людей в обществе, видов
экономической деятельности, глобальных проблем;
 классифицировать социальные общности и группы;
 сравнивать социальные общности и группы, положение в об­ществе
различных людей; различные формы хозяйствования;
 устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и
общества, деятельности основных участников экономики;
 использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) влияния природы на общество и общества на природу
сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к проблемам взаимодействия человека и природы,
сохранению духовных ценностей российского народа;














решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи,
отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в
решение экологической проблемы);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
касающихся
отношений
человека и
природы,
уст­ройства
общественной жизни, основных сфер жизни общества;
извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе,
включая информацию о народах России;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
используя обществоведческие знания, формулировать выводы;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия духовным традициям общества;
использовать полученные знания, включая основы финансовой
грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану
природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя
финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы
живём;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми
другой
культуры,
национальной
и
религиозной
принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных
культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.

7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы
 осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и
значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;
 характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод
человека, гуманизм, милосердие); моральные нормы и их роль в жизни
общества;
 приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций
морального выбора; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм;
 классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и
элементы;
 сравнивать отдельные виды социальных норм;
 устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и
человека;

использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности социальных норм;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к явлениям социальной действительности с точки зрения
социальных ценностей; к социальным нормам как регуляторам
общественной жизни и поведения человека в обществе;
 решать познавательные и практические задачи, отражающие действие
социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
 овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
касающихся гуманизма, гражданственности, патриотизма;
 извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах
морали, проблеме морального выбора;
 анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать ­социальную
информацию из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций в СМИ, ­соотносить её с собственными
знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека;
 оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их
соответствия нормам морали;
 использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной
жизни;
 самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ (заявление);
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми
другой
культуры,
национальной
и
религиозной
принадлежности
на
основе
гуманистических
ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек как участник правовых отношений
 осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как
социальном и юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих
типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные
отношения; правовом статусе гражданина Российской Федерации (в
том числе несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для
личности и общества;
 характеризовать право как регулятор общественных отношений,
конституционные права и обязанности гражданина Российской
Федерации, права ребёнка в Российской Федерации;
 приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают
правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и
наступлением юридической ответственности; способы защиты прав


















ребёнка в Российской Федерации; примеры, поясняющие опасность
правонарушений для личности и общества;
классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) нормы права, выделяя
существенные признаки;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
проступок и преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6
до 14 лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия
гражданина и государства, между правовым поведением и культурой
личности; между особенностями дееспособности несовершеннолетнего
и его юридической ответственностью;
использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли
права в обществе, необходимости правомерного поведения, включая
налоговое поведение и противодействие коррупции, различий между
правомерным и противоправным поведением, проступком и
преступлением; для осмысления личного социального опыта при
исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей
(члена семьи, учащегося, члена ученической общественной
организации);
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к роли правовых норм как регуляторов общественной жизни
и поведения человека;
решать познавательные и практические задачи, отражающие действие
правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека, анализировать жизненные ситуации и принимать решения,
связанные с исполнением типичных для несовершеннолетнего
социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической
общественной организации);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию из фрагментов Конституции Российской
Федерации и других нормативных правовых актов, из предложенных
учителем источников о правах и обязанностях граждан, гарантиях и
защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации,
о правах ребёнка и способах их защиты и составлять на их основе план,
преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых
норм, о правовой культуре, о гарантиях и защите прав и свобод
человека и гражданина в Российской Федерации, выявлять
соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том

числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
 анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными
знаниями о правовом регулировании поведения человека, личным
социальным
опытом;
используя
обществоведческие
знания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия правовым нормам: выражать свою точку
зрения, участвовать в дискуссии;
 использовать полученные знания о праве и правовых нормах в
практической деятельности (выполнять проблемные задания,
индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для
осознанного выполнения гражданских обязанностей (для реализации и
защиты прав человека и гражданина, прав потребителя, выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной
сфере с учётом приобретённых представлений о профессиях в сфере
права, включая деятельность правоохранительных органов); публично
представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного
материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
 самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ при получении паспорта гражданина
Российской Федерации;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми
другой
культуры,
национальной
и
религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей,
идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур.
Основы российского права
 осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации,
других нормативных правовых актах, содержании и значении правовых
норм, об отраслях права, о правовых нормах, регулирующих типичные
для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения
(в гражданском, трудовом и семейном, административном, уголовном
праве); о защите прав несовершеннолетних; о юридической
ответственности
(гражданско-правовой,
дисциплинарной,
административной, уголовной); о правоохранительных органах; об



















обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том
числе от терроризма и экстремизма;
характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе
российского права; правоохранительных органов в защите
правопорядка,
обеспечении
социальной
стабильности
и
справедливости; гражданско-правовые отношения, сущность семейных
правоотношений; способы защиты интересов и прав детей, оставшихся
без попечения родителей; содержание трудового договора, виды
правонарушений и виды наказаний;
приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать
ситуации, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права, в том числе связанные с
применением санкций за совершённые правонарушения;
классифицировать по разным признакам виды нормативных правовых
актов, виды правонарушений и юридической ответственности по
отраслям права (в том числе устанавливать существенный признак
классификации);
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы
регулирования различных отраслей права (гражданского, трудового,
семейного, административного и уголовного), права и обязанности
работника и работодателя, имущественные и личные неимущественные
отношения;
устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника
и работодателя, прав и обязанностей членов семьи; традиционных
российских ценностей и личных неимущественных отношений в семье;
использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных
задач: для объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и
дееспособности; значения семьи в жизни человека, общества и
государства; социальной опасности и неприемлемости уголовных и
административных
правонарушений,
экстремизма, терроризма,
коррупции и необходимости противостоять им;
определять и аргументировать своё отношение к защите прав
участников трудовых отношений с опорой на знания в области
трудового
права,
к
правонарушениям,
формулировать
аргументированные выводы о недопустимости нарушения правовых
норм;
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового,
семейного, административного и уголовного права;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию из фрагментов нормативных правовых актов












(Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс
Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации,
Кодекс
Российской
Федерации
об
административных
правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации), из
предложенных
учителем
источников
о
правовых
нормах,
правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать
текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере
гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного
права: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать ­социальную
информацию из адаптированных источников(в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными
знаниями об отраслях права (гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного) и личным социальным опытом;
используя обществоведческие знания, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами, о применении санкций за совершённые
правонарушения,
о
юридической
ответственности
несовершеннолетних;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия нормам гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права;
использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового,
семейного, административного и уголовного права в практической
деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и
групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного
выполнения обязанностей, правомерного поведения, реализации и
защиты своих прав; публично представлять результаты своей
деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную
деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ (заявление о приёме на работу);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми
другой
культуры,
национальной
и
религиозной
принадлежности, на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей,

идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур.
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
 осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её
основных проявлениях, экономических системах, собственности,
механизме рыночного регулирования экономики, финансовых
отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах
государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о
влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
 характеризовать способы координации хозяйственной жизни в
различных экономических системах; объекты спроса и предложения на
рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
 приводить примеры способов повышения эффективности производства;
деятельности и проявления основных функций различных финансовых
посредников; использования способов повышения эффективности
производства;
 классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак
классификации)
механизмы
государственного
регулирования
экономики;
 сравнивать различные способы хозяйствования;
 устанавливать и объяснять связи политических потрясений и
социально-экономических кризисов в государстве;
 использовать полученные знания для объяснения причин достижения
(недостижения) результатов экономической деятельности; для
объяснения основных механизмов государственного регулирования
экономики, государственной политики по развитию конкуренции,
социально-экономической роли и функций предпринимательства,
причин и последствий безработицы, необходимости правомерного
налогового поведения;
 определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни
своё отношение к предпринимательству и развитию собственного
бизнеса;
 решать познавательные и практические задачи, связанные с
осуществлением экономических действий, на основе рационального
выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием
различных способов повышения эффективности производства;
отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере
экономической деятельности; отражающие процессы;

овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую
экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в
том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах
предпринимательской деятельности, экономических и социальных
последствиях безрабо­тицы;
 извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций
СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о
борьбе с различными формами финансового мошенничества;
 анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным
опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами;
 оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки
зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели
поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих
свои экономические интересы; практики осуществления экономических
действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных
ресурсов;
использования
различных
способов
повышения
эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для
оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения
недобросовестных практик);
 приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для
анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного
бюджета; составления личного финансового плана; для выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной
сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав
потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения
гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере;
 приобретать опыт составления простейших документов (личный
финансовый план, заявление, резюме);
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми
другой
культуры,
национальной
и
религиозной
принадлежности,
на
основе
гуманистических
ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
 осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной
жизни общества, о науке и образовании, системе образования в






















Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и
его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы
морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость)
нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную
культуру и информационную безопасность;
приводить примеры политики российского государства в сфере
культуры и образования; влияния образования на социализацию
личности; правил информационной безопасности;
классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные
науки, виды искусств;
устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и
формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного
образования;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни
своё отношение к информационной культуре и информационной
безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и
многообразия духовной культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития
современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст;
осуществлять поиск информации об ответственности современных
учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли
искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в
Интернете в разных источниках информации;
анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать
социальную информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении
культуры, науки и образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере
жизни общества;
использовать полученные знания для публичного представления
результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в
соответствии с особенностями аудитории и регламентом;



приобретать опыт осуществления совместной деятельности при
изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных
ценностей.

9 КЛАСС
Человек в политическом измерении
 осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме,
внутренней и внешней политике, о демократии и демократических
ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской
Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и
референдуме, о политических партиях;
 характеризовать государство как социальный институт; принципы и
признаки демократии, демократические ценности; роль государства в
обществе на основе его функций; правовое государство;
 приводить примеры государств с различными формами правления,
государственно-территориального
устройства
и
политическим
режимом; реализации функций государства на примере внутренней и
внешней политики России; политических партий и иных общественных
объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи
политических потрясений и социально-экономического кризиса в
государстве;
 классифицировать современные государства по разным признакам;
элементы формы государства; типы политических партий; типы
общественно-политических организаций;
 сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
политическую власть с другими видами власти в обществе;
демократические и недемократические политические режимы,
унитарное
и
федеративное
территориально-государственное
устройство, монархию и республику, политическую партию и
общественно-политическое движение, выборы и референдум;
 устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между
человеком, обществом и государством; между правами человека и
гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений
и социально-экономических кризисов в государстве;
 использовать полученные знания для объяснения сущности политики,
политической власти, значения политической деятельности в обществе;
для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского
общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении
социальной роли гражданина; о роли информации и информационных
технологий в современном мире для аргументированного объяснения
роли СМИ в современном обществе и государстве;

определять и аргументировать неприемлемость всех форм
антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных
ценностей и правовых норм;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами
политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена
политической
партии,
участника
общественно-политического
движения;
 овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской
Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных
текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью
субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в
таблицу или схему о функциях государства, политических партий,
формах участия граждан в политике;
 искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и
его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие
факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
 анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах
участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и
референдуме;
 оценивать политическую деятельность различных субъектов политики
с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её
соответствия гуманистическим и демократическим ценностям:
выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в
дискуссии;
 использовать полученные знания в практической учебной деятельности
(включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в
повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической
сфере; а также в публичном представлении результатов своей
деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми
другой
культуры,
национальной
и
религиозной
принадлежности, на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей,
идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур: выполнять учебные задания в парах и группах,
исследовательские проекты.
Гражданин и государство


















осваивать и применять знания об основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации,
государственно-территориальном устройстве Российской Федерации,
деятельности высших органов власти и управления в Российской
Федерации; об основных направлениях внутренней политики
Российской Федерации;
характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления, как социальное
государство, как светское государство; статус и полномочия
Президента Российской Федерации, особенности формирования и
функции Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства
Российской Федерации;
приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере
жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших
органов государственной власти Российской Федерации, субъектов
Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере
культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики,
политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения
безопасности личности, общества и государства, в том числе от
терроризма и экстремизма;
классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) полномочия высших органов
государственной власти Российской Федерации;
сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации
полномочия центральных органов государственной власти и субъектов
Российской Федерации;
устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов
политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов
Российской Федерации, между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан;
использовать полученные знания для характеристики роли Российской
Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения
в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»;
для объяснения необходимости противодействия коррупции;
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к
внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой
по отношению к нашей стране политике «сдерживания»;















решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы,
явления и события в политической жизни Российской Федерации, в
международных отношениях;
систематизировать и конкретизировать информацию о политической
жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о
деятельности высших органов государственной власти, об основных
направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего
государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию об основах конституционного строя Российской
Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном
статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов
государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из
фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных
правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных
материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней
и внешней политики Российской Федерации, высших органов
государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором
проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать
информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве,
о ключевых решениях высших органов государственной власти и
управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать
выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в
гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего
общества, уважения норм российского права, выражать свою точку
зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
использовать полученные знания о государстве Российская Федерация
в практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания,
индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для
осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично
представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного
материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;

самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ при использовании портала
государственных услуг;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми
другой
культуры,
национальной
и
религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей,
идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур.
Человек в системе социальных отношений
 осваивать и применять знания о социальной структуре общества,
социальных общностях и группах; социальных стату­сах, ролях,
социализации личности; важности семьи как ба­зового социального
института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного
человечества, диалоге куль­тур, отклоняющемся поведении и здоровом
образе жизни;
 характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной
политики Российского государства;
 приводить примеры различных социальных статусов, социальных
ролей, социальной политики Российского государства;
 классифицировать социальные общности и группы;
 сравнивать виды социальной мобильности;
 устанавливать и объяснять причины существования разных социальных
групп; социальных различий и конфликтов;
 использовать полученные знания для осмысления личного социального
опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных
ролей; аргументированного объяснения социальной и личной
значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и
алкоголизма для человека и общества;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к разным этносам;
 решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
социальные взаимодействия; направленные на распознавание
отклоняющегося поведения и его видов;
 осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе
учебных текстов план (в том числе отражающий изу­ченный материал о
социализации личности);
 извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций
СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом
единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в


модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в
текст;
 анализировать,
обобщать,
систематизировать
текстовую
и
статистическую социальную информацию из адаптированных
источников, учебных материалов и публикаций СМИ об
отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о
выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных
конфликтах; критически оценивать современную социальную
информацию;
 оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее
отношение
к
людям
других
национальностей;
осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения;
 использовать полученные знания в практической деятельности для
выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа
жизни;
 осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной
и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
 осваивать и применять знания об информационном обществе,
глобализации, глобальных проблемах;
 характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ
жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный
процесс;
 приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их
решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния
образования на возможности профессионального выбора и карьерного
роста;
 сравнивать требования к современным профессиям;
 устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
 использовать полученные знания о современном обществе для решения
познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение
(устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи
здоровья и спорта в жизни человека;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу
жизни;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие
особенности коммуникации в виртуальном пространстве;





осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных,
публицистических и др.) по проблемам современного общества,
глобализации; непрерывного образования; выбора профессии;
осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) из различных источников о
глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в
современном обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество
часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек и его социальное окружение
1.1

Социальное
становление человека

6

1.2

Деятельность человека.
Учебная деятельность
школьника

4

1.3

Общение и его роль в
жизни человека

2

1.4

Человек в малой группе

8

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

20

Раздел 2. Общество, в котором мы живём
2.1

Общество —
совместная жизнь
людей

2

2.2

Положение человека в
обществе

1

2.3

Роль экономики в
жизни общества.
Основные участники
экономики

1

2.4

Политическая жизнь

2

2.5

Культурная жизнь

1

2.6

Развитие общества

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

Итого по разделу

10

Защита проектов, итоговое
повторение

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

7 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество
часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Социальные ценности и нормы
1.1

Социальные ценности

2

1.2

Социальные нормы

2

1.3

Мораль и моральный выбор.
Право и мораль

8

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

12

Раздел 2. Человек как участник правовых отношений
2.1

Правоотношения

3

2.2

Правонарушения и их
опасность для личности и
общества

2

2.3

Защита прав и свобод
человека и гражданина

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

7

Раздел 3. Основы российского права
3.1

Как устроено российское
право

1

3.2

Основы гражданского права

2

3.3

Основы семейного права

2

3.4

Основы трудового права

2

3.5

Виды юридической
ответственности

2

3.6

Правоохранительные органы
в Российской Федерации

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Итого по разделу

12

Защита проектов, итоговое
повторение

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4

8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество
часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1

Экономика — основа
жизнедеятельности
человека

5

1.2

Рыночные отношения в
экономике

5

1.3

Финансовые отношения в
экономике

5

1.4

Домашнее хозяйство

1

1.5

Экономические цели и
функции государства

4

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

20

Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1

Культура, её многообразие
и формы

1

2.2

Наука и образование в
Российской Федерации

4

2.3

Роль религии в жизни
общества

2

2.4

Роль искусства в жизни
человека

2

2.5

Роль информации в
современном мире

2

Итого по разделу

11

Защита проектов, итоговое
повторение

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

9 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество
часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1

Политика и политическая
власть

3

1.2

Участие граждан в
политике

3

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

6

Раздел 2. Гражданин и государство
2.1

Основы конституционного
строя Российской
Федерации

2

2.2

Высшие органы публичной
власти в Российской
Федерации

2

2.3

Государственнотерриториальное
устройство Российской
Федерации

2

2.4

Конституция Российской
Федерации о правовом
статусе человека и
гражданина

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

8

Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1

Социальные общности и
группы

2

3.2

Статусы и роли.
Социализация личности.
Семья и её функции

4

3.3

Этносы и нации в
современном обществе.
Социальная политика
Российского государства

3

3.4

Отклоняющееся поведение
и здоровый образ жизни

2

Итого по разделу

11

Раздел 4. Человек в современном

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК

изменяющемся мире

https://m.edsoo.ru/7f41b414

Защита проектов, итоговое
повторение

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».