РП внеур биология 9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Батрак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Практическая биология»
для обучающихся 9 класса

с. Батрак 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 9 классе «Практическая
биология» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования с изменениями и дополнениями;
Рабочая программа рассчитана на 17 часов в соответствии с учебным планом
школы. Рабочая программа ориентирована на учащихся 9-ых классов.

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности «Практическая биология»
В ходе изучения курса внеурочной деятельности «Практическая
биология» ученик научится:
- классифицировать растения, животных, грибы и простейших организмов;
-Объяснять особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших
организмов;
особенности строения бактериальной клетки; особенности строения тканей
растений и животных;
особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные
процессы
жизнедеятельности;
многообразие
и
распространение
основных
систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и
жизни человека.
Ученик получит возможность научиться:
-Определять и классифицировать принадлежность биологических
объектов к определенной систематической категории;
- Распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах,
живых объектах, рисунках и таблицах; органы и системы органов животных на рисунках,
таблицах;
-Описывать и объяснять результаты опытов;
-Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях,
справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
-Решать тесты различных типов.
-Работать с таблицами, графиками, текстом, рисунками.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА «Практическая биология»
Личностные результаты обучения
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом,
в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты изучения курса биологии
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в
проектной деятельности. умение систематизировать, сопоставлять, анализировать,
обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в
виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности, анализировать существующие и планировать будущие
образовательные результаты;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии проводить причинный и
вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие
другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
Характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
Применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,
экосистемы своей местности;
Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению
общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить

доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные
признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и
биологических процессов;

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Общее количество часов – 17ч.
1. Введение. Биология как наука. Методы биологии. (1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
2. Признаки живых организмов (2 часа)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин
заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных,
выявление изменчивости организмов.
3. Система, многообразие и эволюция живой природы (4 часа)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль
грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения.
Царство Животные. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин –
основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе
эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата
эволюции.
4. Человек и его здоровье (8 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы
жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции.
Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание.
Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы
крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен
веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов
жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и
развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные
болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный

аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Высшая нервная деятельность
Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение.
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2 часа)
Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.
Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль
производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и
круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности
агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема.

3. Тематическое планирование

№ п.п. Тема
1.
Введение
2
3

4
5
Итого

Признаки живых
организмов
Система, многообразие
и эволюция живой
природы
Человек и его здоровье
Взаимосвязи
организмов и
окружающей среды

Кол-во часов в программе
1

Пр.р.
1

2

-

4

2

8
2

6

17

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».