РП курс по истории 11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Батрак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Изучение актуальных вопросов истории России XXXXI вв.»
для обучающихся 11 класса

с. Батрак 2024

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение.
Введение в курс. Вспомогательные исторические дисциплины. Исторический
документ как источник информации. Личность в истории. Алгоритмы изучения
Раздел I. Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921
Россия в Первой мировой войне. Россия и мир накануне Первой мировой войны.
Вступление России в войну. Боевые действия на австро-германском и кавказском
фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение.
Власть, экономика и общество в условиях войны. Смена общественных настроений: от
патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Распутинщина и
десакрализация власти. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и
«пораженцы».
Великая Российская революция. Основные этапы и хронология революции 1917 г.
Февральская революция 1917 года в России. Особенности политики Временного
правительства. Выступление Корнилова против Временного правительства. Двоевластие и
причины

углубления

общественно-политического

кризиса.

1

сентября

1917

г.:

провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение
Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»).
Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И. Ленина в её
деятельности. Захват власти большевиками. Первые революционные преобразования
большевиков. Созыв и разгон Учредительного собрания, и Брестский мир. Слом старого и
создание нового госаппарата. Первая Конституция России 1918 г.
Гражданская война. Установление советской власти в центре и на местах осенью
1917 – весной 1918 г. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная
интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения.
Политика «военного коммунизма». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной
Красной Армии. Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Декларация прав
народов России и ее значение. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в
конце 1921–1922 гг.
Раздел II. СССР на путях строительства нового общества.
СССР в 1920 - 1930-ые гг. Катастрофические последствия Первой мировой и
Гражданской войн. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление. Меры государственного
регулирования экономики. Советское общество в 1920-е гг. Переход от политики

«военного коммунизма» к НЭПу. Создание СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.
Смерть В.И. Ленина и борьба за власть в 20-е гг. Ликвидация небольшевистских
партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Советская модель
модернизации. Индустриализация. Голод в СССР в 1932–1933 гг. как следствие
коллективизации. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг. Итоги
развития СССР в 1920-1930-е гг. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения
накануне Второй мировой войны.
Раздел III. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
Начало Второй мировой войны и ВОВ. Политика СССР в 1939-1940 гг. СССР в
первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое
значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга.
Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия
Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом
океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны и ВОВ.
Раздел IV. СССР в 1953-середине 1960-х гг.
Политика СССР в Восточной Европе и причины «холодной войны». «План
Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и
конфликты в Азии.
Советский союз в первые послевоенные годы: восстановление народного
хозяйства.
«Поздний сталинизм» (1945–1953). Массовые репрессии. Духовная жизнь
советского общества. Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического
курса.
Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Наступление «оттепели» в
политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и
разоблачение

« культа

личности»

Сталина.

Изменение

общественной атмосферы.
«Шестидесятники». Хрущев и интеллигенция. Диссиденты.
Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки
решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая
революция в СССР. Начало освоения космоса.
СССР и мировая социалистическая система. Советский союз и крушение
колониальной системы. Карибский кризис. Конец «оттепели». Нарастание негативных
тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти
Л.И. Брежнева.

Раздел V. СССР и мир в середине 1960-ых – середине 1980-ых гг.
Экономические

реформы

1 9 6 0 -х

гг.

Новые

ориентиры

аграрной политики.
«Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого
социализма».
Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой
экономики. Замедление научно-технического прогресса в СССР. «Лунная гонка» с США.
Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в
СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей.
Авторское кино. Авангардное искусство. Диссидентский вызов. Первые правозащитные
выступления.
Внешняя политика. Возрастание международной напряженности. «Холодная
война» и мировые конфликты. «Пражская весна» и снижение международного авторитета
СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США.
Политика
«разрядки». Ввод войск в Афганистан. Л.И. Брежнев в оценках современников и
историков.
Раздел VI. Мир и перестройка в СССР (1985-1991).
М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Чернобыльская трагедия.
Гласность и плюрализм мнений. Перестройка и новое политическое мышление.
XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов.
Съезды народных депутатов – высший орган государственной власти. Первый съезд
народных депутатов СССР и его значение.
Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции
СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности.
СССР и страны Восточной Европы. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ
и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских
войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Особенности
демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных
проблем в СССР. Распад СССР. «Парад суверенитетов».
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома.
Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Победа Ельцина. Ослабление союзной
власти и влияния Горбачева. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ
(Беловежское

и

Алма-Атинское

соглашения).

Россия

как

преемник

СССР

на

международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании.
М.С. Горбачев в оценках современников и историков.
Раздел VII. Россия и мир в конце XX века.
Становление новой России (1992–1999). Б.Н. Ельцин и его окружение.
Общественная поддержка курса реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т.
Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен.
«Шоковая терапия». Ваучерная приватизация.
Трагические события осени 1993 г. в Москве. Всенародное голосование
(плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и создание
новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и
ее значение.
Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Подписание Федеративного
договора (1992). Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике.
Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Дефолт 1998 г. и его
последствия. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена
ценностных ориентиров.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России
суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене.
Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и
странами Запада. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией.
Президентские выборы 1996 г.
«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Обострение ситуации на
Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в
Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.
Раздел VIII. Россия и мир в начале XXI века.
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В.
Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В.
Путина

президентом.

Восстановление

единого

правового

пространства

страны.

Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза.
Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль
нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в
системе мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце XX – начале XXI в.
Новый

облик

российского

общества

паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи.

после

распада

СССР.

Олимпийские

и

Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В.
Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных
отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях
многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в
урегулировании локальных конфликтов. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление
России в Совет Европы.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. Повышение общественной
роли СМИ как «четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в
развитии образования и науки. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни
страны. Особенности развития современной художественной культуры: литературы,
киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая
культура.
Итоговое повторение и обобщение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1)

гражданского воспитания:

сформированность

гражданской

позиции

обучающегося

как

активного

и

ответственного члена российского общества;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
2)

патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой
край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3)

духовно-нравственного воспитания:

сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность
оценивать

ситуации

нравственного

выбора

и

принимать

осознанные

решения,

ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского
общества; понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего;
4)

эстетического воспитания:

осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
5)

физического воспитания:

представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития
человека в исторических обществах и в современную эпоху; ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
6)

трудового воспитания:

понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как
источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека;
формирование интереса к различным сферам профессиональной деятельности;
готовность совершать осознанный выбор будущей

профессии

и реализовывать

собственные жизненные планы;
мотивация и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
7)

экологического воспитания:

осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой, его
позитивных и негативных проявлений; сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
8)

ценности научного познания:

осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о
социальном и нравственном опыте предшествующих поколений; совершенствование
языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира;
овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций
историзма,

готовность

к

осуществлению

учебной

проектно-исследовательской

деятельности в сфере истории;
9)

эмоциональный интеллект:

развитие

самосознания

(включая

способность

осознавать

на

примерах

исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать свое
эмоциональное состояние, соотнося его с эмоциями людей в известных исторических
ситуациях);

саморегулирования,

включающего

самоконтроль,

умение

принимать

ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации,
включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии (способность понимать
другого человека, оказавшегося в определенных обстоятельствах); социальных навыков
(способность выстраивать конструктивные отношения с другими людьми, регулировать
способ выражения своих суждений и эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические
действия:
формулировать проблему, вопрос, требующий решения;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям.
Базовые исследовательские действия:
определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять
подбор исторического материала, объекта;
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма,
основными процедурами исторического познания;
систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме
таблиц, схем);
выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего;
сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя
общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы.
Работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники,
исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) –
извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию;
различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о
достоверности и значении информации источника (по предложенным или самостоятельно
сформулированным критериям);
использовать средства современных информационных и коммуникационных

технологий с соблюдением правовых и этических норм, требований информационной
безопасности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности,
выявляя сходство и различие высказываемых оценок;
излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте;
владеть

способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе м

Регулятивные универсальные учебные действия:
владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы:
выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять
способ решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и другие;
владеть приемами самоконтроля: осуществлять самоконтроль, рефлексию и
самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом
установленных ошибок, возникших трудностей.
Совместная деятельность:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной
деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные
проекты по истории, в том числе на региональном материале;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу изучения курса внеурочной деятельности обучающийся получит
следующие предметные результаты:
Понимание

значимости

России

в

мировых

политических

и

социально-

экономических процессах с 1914 г. по начало ХХI в., знание достижений страны и ее
народа;

умение

Гражданской

характеризовать

войны,

новой

историческое
экономической

значение
политики,

Российской

революции,

индустриализации

и

коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик, решающую роль
СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов.
Достижение указанного предметного результата непосредственно связано с
усвоением обучающимися знаний важнейших событий, явлений, процессов истории
России 1914 г. – начала ХХI в., умением верно интерпретировать исторические факты,

давать им оценку, умением противостоять попыткам фальсификации истории, отстаивать
историческую правду. Данный результат достижим при комплексном использовании
методов обучения и воспитания.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и
умений: называть наиболее значимые события истории России 1914 г. – начала
ХХI в.,
объяснять их особую значимость для истории нашей страны;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее
значительных событий, явлений, процессов истории России 1914 г. – начала ХХI в., их
значение для истории России и человечества в целом;
называть имена наиболее выдающихся деятелей истории России 1914 г. – начала
ХХI в., события, процессы, в которых они участвовали;
характеризовать деятельность исторических личностей в рамках событий,
процессов истории России 1914 г. – начала ХХI в., оценивать значение их деятельности
для истории нашей станы и человечества в целом;
характеризовать значение и последствия событий 1914 г. – начала ХХI в., в
которых участвовали выдающиеся исторические личности, для истории России;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку деятельности
исторических личностей;
объяснять смысл изученных/изучаемых исторических понятий и терминов из
истории России и всемирной истории 1914 г. – начала ХХI в., привлекая учебные тексты и
(или) дополнительные источники информации; корректно использовать исторические
понятия и термины в устной речи, при подготовке конспекта, реферата;
по самостоятельно составленному плану представлять развернутый рассказ
(описание) о ключевых событиях родного края, истории России и всемирной истории 1914
г. – начала ХХI в. с использованием контекстной информации, представленной в
исторических источниках, учебной, художественной и научно-популярной литературе,
визуальных материалах и других;
определять и объяснять с использованием фактического материала свое отношение
к наиболее значительным событиям, достижениям и личностям истории России и
зарубежных стран 1914 г. – начала ХХI в.;
понимать необходимость фактической аргументации для обоснования своей
позиции; самостоятельно отбирать факты, которые могут быть использованы для
подтверждения или опровержения какой-либо оценки исторических событий;
формулировать аргументы для подтверждения или опровержения собственной или

предложенной точки зрения по дискуссионной проблеме из истории России и всемирной
истории 1914 г. – начала ХХI в.;
группировать,

систематизировать

исторические

факты

по

самостоятельно

определяемому признаку (хронологии, принадлежности к историческим процессам,
типологическим основаниям и другим);
обобщать историческую информацию по истории России и зарубежных стран 1914
г. – начала ХХI в.;
сравнивать исторические события, явления, процессы, взгляды исторических
деятелей истории России и зарубежных стран 1914 г. – начала ХХI в. по самостоятельно
определенным критериям; на основе сравнения самостоятельно делать выводы;
устанавливать причинно-следственные, пространственные, временны́е связи между
историческими событиями, явлениями, процессами на основе анализа исторической
ситуации/информации из истории России и зарубежных стран 1914 г. – начала ХХI в.;
делать предположения о возможных причинах (предпосылках) и последствиях
исторических событий, явлений, процессов истории России и зарубежных стран 1914 г. –
начала ХХI в.;
определять современников исторических событий, явлений, процессов истории
России и человечества в целом 1914 г. – начала ХХI в.;
анализировать письменный исторический источник по истории России и
зарубежных стран 1914 г. – начала ХХI в. с точки зрения его темы, цели, позиции автора
документа и участников событий, основной мысли, основной и дополнительной
информации, достоверности содержания;
самостоятельно осуществлять поиск достоверных исторических источников,
необходимых для изучения событий (явлений, процессов) истории России и зарубежных
стран 1914 г. – начала ХХI в.;
узнавать, показывать и называть на карте (схеме) объекты, обозначенные
условными знаками, характеризовать историческое пространство

(географические

объекты, территории расселения народов, государства, места расположения памятников
культуры и другие), изучаемые события, явления, процессы истории России и зарубежных
стран 1914 г. – начала ХХI в.;
участвовать

в

диалогическом

и

полилогическом

общении,

посвященном

проблемам, связанным с историей России и зарубежных стран 1914 г. – начала ХХI в.,
создавать

устные

монологические

высказывания

разной

коммуникативной

направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм
современного русского языка и речевого этикета.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование раздела, темы

Кол-во

п/п

часов
Введение

1

1.

Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921

6

2.

СССР на путях строительства нового общества

6

3.

Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

5

4.

СССР в 1953-середине 1960-х гг.

3

5.

СССР и мир в середине 1960-ых – середине 1980-ых гг.

2

6.

Мир и перестройка в СССР (1985-1991)

2

7.

Россия и мир в конце XX в.

4

8.

Россия и мир в начале XXI в.

3

Итоговое повторение и обобщение

2
Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».