РП внеур. совершенствуем свою речь 9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Батрак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Совершенствуем свою речь»
для обучающихся 9 класса

с. Батрак 2024

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение
сжатого изложения. Редактирование изложения. Основные правила работы с текстом.
Определение круга предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
авторский замысел; главное в информации; сокращение текста различными способами;
использование языковых средств обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Средства выразительности речи
Богатые

возможности русского языка. Средства выразительности: лексические

(синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически
окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически
окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические
варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных
членов,

сравнительные

обороты,

вводные

конструкции

и

др.);

специальные

изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства
экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств
выразительности.
Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический,
разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов:
функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация
языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Нормы русской орфографии
Правописание

корня слова.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов.

Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических
норм.
Морфемика и словообразование
Виды

морфем.

Корень.

Однокоренные

слова.

Словообразовательные

и

словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как
словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Морфология

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее
грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание.

Предложение.

Простое

осложнённое

предложение.

Сложное

предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания
в

сложносочинённом

предложении.

Знаки

препинания

в

сложноподчинённом

предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор
обоснования

лингвистического

положения.

Подбор

примеров

для

обоснования

лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания
текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие
правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое
оформление сочинения. Правила построения рассуждения на лингвистическую тему и
рассуждения на основе анализа текста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей

русского

народа,

определяющей

роли

родного

языка

в

развитии

интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметне результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том
числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность

определять

цели

предстоящей

учебной

деятельности

(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение,
сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность

осуществлять

речевой

самоконтроль

в

процессе

учебной

деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою
речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами
речевого

поведения

в

различных

ситуациях

формального

и

неформального

межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили,

язык

художественной

литературы;

жанры

научного,

публицистического,

официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи

(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими,

грамматическими,

орфографическими,

пунктуационными),

нормами

речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный,

лексический,

морфологический),

синтаксического

анализа

словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям

языка,

особенностей

языкового

оформления,

использования

выразительных средств языка;
8)

понимание

коммуникативно-эстетических

возможностей

лексической

и

грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1

Тема

Построение сжатого
изложения

Виды

Количество

деятельности

часов

Лекция.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

4

uchi.ru

РЭШ

4

uchi.ru

РЭШ

Просмотр
презентации.
Работа с
текстами.

2

Средства
выразительности речи

Работа с
таблицей. Анализ

текста.
3

Морфология и
орфография

Разбор слов.

12

uchi.ru

РЭШ

8

uchi.ru

РЭШ

6

uchi.ru

РЭШ

Работа со
словарями.
Просмотр
презентаций.
Игра.

4

Синтаксис и

Анализ текста.

пунктуация

Разбор
предложений.
Конструирование.
Редактирование.

5

Построение

Работа с планом.

сочинения-

Подготовка

рассуждения

черновых текстов
и написание
сочинений.
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».