МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Батрак
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Познание мира по картам»
для обучающихся 9 класса
с. Батрак 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных
условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.
Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по
курсу географии основной школы, через обучение учащихся умениям решать задачи,
отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.
В основу программы положена идея системно-деятельностного подхода к изучению
географии в 9 классе.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе
изучения географии совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
С учетом тенденций новых образовательных стандартов, связанных с актуализацией
личностно ориентированного, деятельностного
и компетентностного подходов к
определению целей, содержания и методов обучения географии изменяется содержание и
экзаменационной работы в 9-х классах.
Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало
времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 5-9 класс», а также
углубленное изучение таких вопросов, как история путешествий и исследователи,
уникальные особенности природы материков Земли и нашей страны, природные и
антропогенные комплексы и т.д.
Актуальность предлагаемого курса определяется и общественно значимой ролью
историко-географической и картографической культуры в системе образования,
необходимостью формирования у учащихся целостного представления об истории
географических открытий, их значении, природы Земли в целом и ее отдельных территорий.
Программа состоит из четырех разделов. В каждом из них представлены
разнообразные географические задачи, которые дополняют основной материал программы
географии основной школы. Данная программа рассчитана на 0,5 часа в неделю в 9-х
классах.
Формы работы: лекции, практикумы; практические занятия.
В результате изучения курса у учащихся будут сформированы представления о
практической значимости географических знаний; расширены и углублены теоретические
знания учащихся, за счёт обогащения их конкретными данными, полученными
собственными усилиями.
Кроме того, учащиеся закрепят алгоритм выполнения любого практического задания,
объяснять получаемые результаты, что позволит им за счёт установления причинноследственных связей работать над формированием и совершенствованием логического
мышления.
Изучение данного курса позволит усилить мотивацию к приобретению
разносторонних знаний и стимулировать познавательный интерес к предмету география,
через использование разного рода самостоятельных, творческих и нестандартных заданий.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с
распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и
разделов; учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся;
литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование.
Цель
Целью изучения курса внеурочной деятельности «Познание мира по картам» является
более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии,
подготовка к успешной сдаче ОГЭ по географии.
Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на
уроках географии достаточно велико, поэтому введение подобного курса будет
дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения
необходимых практических умений учащимися в процессе обучения их решению разного
рода географических задач.
Курс направлен на повторение и закрепление практического материала изучаемого на
уроках географии, а также на отработку практических умений учащихся. Данный курс даёт
возможность научить учащихся решению задач и заданий, способствующих расширению
географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения
факультативного курса, могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к
олимпиадам по географии.
Задачи
Задачи изучения данного курса:
формирование систематических и прочных знаний по предмету;
отработка специальных практических умений решать задачи географического
содержания, необходимых для более осознанного и глубокого усвоения
теоретического материала;
расширение кругозора и общей подготовки, через включение теоретических
знаний в практическую деятельность.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий
словесные
методы
(рассказ,
объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по
содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные
объекты, др.).
2. Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о географии, жизненного
и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является
беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть
проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой
деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков
самостоятельной работы. Исследовательский метод используется.
Основные формы и виды организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.
В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе
используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные,
семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных
информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
1. создание оптимальных условий обучения;
2. исключение психотравмирующих факторов;
3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
4. развитие положительной мотивации к освоению учебной программы;
5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии
Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам
развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности
обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к
творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные
технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые
технологии).
Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной
технологий и развивающего обучения.
Формы учебных занятий
1. Игры;
2. Мини – лекции;
3. Диалоги и беседы;
4. Практические работы;
5. Лабораторные работы;
6. Проектные работы
Виды деятельности учащихся
1. Устные сообщения;
2. Обсуждения;
3. Работа с источниками;
4. Доклады;
5. Защита презентаций;
6. Рефлексия
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Познание мира по картам» является самостоятельным и в тоже время, составной
частью курса «География России» 9 класса.
В основе курса лежит ценностный подход, который актуализирует знания о здоровье и
факторах, его формирующих, так как они значимы для каждого человека.
Эколого-географическая направленность курса организуется с учетом трех основных
направлений: углубление географических знаний о природном и социально-экономическом
окружении, выработка практических умений работать с научной литературой,
периодическими изданиями, картографическим материалом, статистическими данными по
проблемам здоровья человека с географических позиций и воспитание положительного
эмоционально – личностного отношения к природе, что будет способствовать потребности и
привычки экологически целесообразного поведения.
Структура курса позволяет свободно соотносить его с содержанием географии мира, России,
региональной географии, биологии, химии, физики, истории Отечества, литературы и
другими предметами школьного образования.
В ходе изучения курса предусматриваются различные формы и методы проведения
занятий, которые позволяют включать учащихся в проблемно-поисковую и
исследовательскую деятельность, закреплять умения и навыки, которые оцениваются и
корректируются при выполнении тестовых заданий, работы с картами, творческого
отношения к изучаемому материалу.
Межпредметные и внутрипредметные связи
Реализация программы курса на ступени основного общего образования предполагает
широкое использование межпредметных и внутрипредметных связей.
Важно устанавливать межпредметные связи с химией, физикой, всемирной историей,
МХК для более углубленного осмысления школьниками не только естественнонаучных, но и
общественнонаучных, страноведческих знаний. Использование потенциала межпредметных
связей курсов географии и истории расширяет знания учащихся о закономерностях
пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и
картографическим материалом.
Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без
элементарных знаний по математике, физике, биологии и другим предметам. Например,
установление продолжительности дня и ночи (освещенности) в зависимости от широты
места, пользование масштабом и измерения на карте и местности, определение
среднесуточной температуры, вычисление коэффициента увлажнения невозможны без
математических расчетов. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации,
образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики.
Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и
их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии.
Место предмета в базисном учебном плане
Данный курс «Познание мира по картам» является источником дополнительных знаний
для учащихся при изучении материала основного курса «География России» в
9 классе. Преподавание выстраивается из расчета 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа курса «Решение географических задач» предусматривает
формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для курса являются:
Познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира
различных методов. Познание и изучение особенностей природных компонентов
окружающей местности ( село, район, область);
- овладение знаниями, необходимыми для бережного отношения к природе;
- формирование практических навыков в изучении природы ( рельефа, погоды, почв, вод
суши, растительного и животного мира) и население;
- формирование приемов работы с географическими источниками знаний, приборами и
инструментами;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде
Поиск и выделение значимых связей между частями целого, умение разделить процесс на
этапы, выделение характерных причинно – следственных связей, решение задач на основе
заданных алгоритмов и на основании комбинирования алгоритмов, сравнение
сопоставление, классификация, ранжирование объектов, по предложенным критериям,
исследование несложных практических ситуациях, выдвижение предположений, понимание
необходимости их проверки на практике
Информационно – коммуникативная деятельность – адекватное восприятие устной речи
и передача ее содержания, осознанное беглое чтение текста и его информационно –
смысловой анализ, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, составлять
план, приведение примеров, подбор аргументов, умение перефразировать мысль,
использовать разные знаковые системы, использовать для решения познавательных и
коммуникативных задач различные источники информации.
Рефлексивная деятельность – владение навыками контроля и оценки своей деятельности,
умение предвидеть возможные последствия своей деятельности, соблюдением норм
поведения в окружающей среде, оценивание своей деятельности с точки зрения
нравственных норм и эстетических ценностей.
Во втором — дидактические единицы, которые являются базой для развития
общепредметных компетенций. Это содержательные линии географического образования:
Примеры многообразия современного географического пространства на разных его уровнях;
Характер и динамика главных природных и экологических процессов;
Знакомство с развитием географических знаний на Земле;
Главные особенности взаимодействия природы и общества на современном этапе его
развития, значения охраны окружающей среды;
Самостоятельная работа с разными источниками географической информации, использовать
ее для постановки географических вопросов и заданий и ответов на них, использовать
современные формационные технологии, применять знания в повседневной бытовой
деятельности.
Планируемые
деятельности
результаты
освоения
обучающимися
программы
внеурочной
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для
достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Реализация внеурочной деятельности по географии способствует достижению следующих
результатов личностного развития:
У обучающихся будет сформировано:
российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству,
знание культуры своего народа, своей местности, культурного наследия; усвоение
традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, а также социальному, культурному и духовному многообразию;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
-профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и
личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом
устойчивых познавательных интересов.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
познавательной и информационной культуры, в том числе развития навыков
самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и
техническими средствами
информационных технологий;
толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к истории,
культуре, традициям, ценностям России.
уважения к истории, культуре, национальным особенностям;
познавательного интереса к предмету исследования.
интереса к географии.
1.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
Личностные:
осознавать себя как члена общества; умению ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умению определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, делать выводы;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность,
владению устной и письменной речью.
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; патриотизм, любовь к
своей местности, своему региону, своей стране;
Регулятивные:
самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
управлять своей познавательной деятельностью;
организовывать свою деятельность;
определять её цели и задачи;
планировать пути достижения целей под руководством учителя;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое
чтение;
выбирать средства и применять их на практике;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владению основами самоконтроля, самооценки;
оценивать достигнутые результаты.
Обучающиеся получат возможность:
Познавательные:
формированию и развитию по средствам географических знаний познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
формированию и развитию компетентности в области использования ИКТ;
формированию и развитию географического мышления;
умению вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
- сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
умению соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе.
2.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
поиска и извлечения
информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе
инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической
информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач.
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические
карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей
среде;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного
давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и
скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в
разных географических условиях, с точки зрении концепции устойчивого развития.
Обучающиеся получат возможность научиться:
знать особенности изображения земной поверхности на основных видах
геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках,
космических снимках;
умению внимательно читать и работать с картографической и аэрокосмической
информацией, понимать карту:
умению ориентироваться в пространстве на основе специфических географических
средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации
своей жизнедеятельности;
представлениям о единстве природы, объяснять простейшие взаимосвязи процессов и
явлений природы, ее частей;
представлениям о топонимике и происхождении географических названий;
формированию представлений о странах мира.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. План и карта. (8ч)
Тема 1. Масштаб.
Решение задач по переводу масштаба из численного в именованный, и обратно.
Измерение расстояний на плане местности разными способами: с помощью линейки;
курвиметра; циркуля-измерителя, без проведения измерений. Решение задач на определение
масштаба плана по предложенным расстояниям на местности. Решение задач на определение
площадей по плану местности разными способами.
Тема 2. Измерение расстояний на плане местности Ориентирование на
местности. Азимут.
Решение задач на определение азимутов по плану и на местности. Использование для
ориентирования транспортира, компаса.
Тема 3. Абсолютная и относительная высота.
Особенности определения абсолютной высоты и вычисления относительной высоты
по плану местности. Решение задач на определение превышения высоты между отдельными
точками на местности. Изображение неровностей рельефа с помощью горизонталей и
бергштрихов.
Тема4. Изображение рельефа на плане местности и карте. Чтение
топографических карт
Определение зависимости расстояния между горизонталями от крутизны склонов.
Решение задач на определение крутизны и направления склонов. Построение простых
профилей по плану местности. Тренировка умения читать рельеф по плану местности.
Решение задач на определение взаимной видимости географических объектов на основе
анализа топографической карты.
Тема 5.Годовое и суточное движение Земли.
Решение задач на определение территорий на поверхности земного шара, где бывает
Солнце в зените. Решение задач на определение продолжительности ночи и дня. Решение
задач на определение полуденной высоты Солнца.
Тема 6. Градусная сетка. Географические координаты.
Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ
длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и
меридианов на глобусе и географической карте. Решение задач на сравнение времени
совершения путешествий в различных широтах, в зависимости от направления движения; по
разным меридианам и параллелям. Определение местоположения объекта по одной
координате. Решение задач на определение расстояний между пунктами по данным
географических координат. Решение задач на определение антиподов географических
объектов (диаметрально противоположных объектов, расположенных на поверхности
земного шара)
Тема 7-8. Часовые пояса.
Решение задач на определение местного и поясного времени.
Особенности пересечения линии перемены дат. Решение задач на определение
времени затраченного на путешествие с запада на восток (с востока на запад), при условии
пересечения 180 меридиана.
В результате изучения темы ученик должен
знать / понимать
1.изображение местности на карте
2.термины «план местности», «масштаб», «стороны горизонта», «ориентирование»,
«меридиан», «параллель», «географические координаты»
уметь
1.определять стороны горизонта, значение высот, глубин
2.называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки
3.ориентироваться на местности по компасу, по местным ориентирам
4. определять координаты географических объектов
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий
Форма контроля: тесты; устный опрос (УО); индивидуальный опрос (ИО);фронтальный
опрос (ФО)
Раздел II. «Оболочки Земли»(2ч)
Тема 9. Литосфера. Гидросфера
Решение задач на определение изменения температуры при движении вглубь Земли.
Решение задач на определение глубины, при условии, что известны температуры на
поверхности и на глубине. Решение задач на определение расположения слоев горных пород
в зависимости от их возраста.
Решение задач на сравнение и ранжирование географических объектов по глубине.
Решение задач на определение, сравнение и анализ солёности воды в морях и океанах.
Тема10. Атмосфера. Биосфера
Решение задач на определение высоты гор, при условии, что известны данные
температур у подножия и на вершине. Решение задач на определение температур на
различной высоте в атмосфере. Решение задач с использованием данных атмосферного
давления: определение высоты форм рельефа (использование данных разницы атмосферного
давления у подножия и на вершине). Работа с климатическими картами: чтение изотерм,
определение количества осадков. Приёмы работы с синоптическими картами. Решение задач
на чтение климатограмм, определение типа климата по климатограмме.
Решение задач на соответствие между природной зоной, почвами, животными и
растениями, характерными для данной ПЗ.
В результате изучения темы ученик должен
знать / понимать
1.строение Земли
2.определение сфер Земли
3.основные формы рельефа
4.что такое гидросфера, её состав
5.понятия: моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги
6.свойства океанических вод
7.закономерности океанических течений
8.классификация внутренних вод
9.составные части реки
10.образование озёрных котловин
11.классификация искусственных водоёмов
12.что такое атмосфера, её строение и роль в жизни Земли
13.что такое атмосферное давление
14.образование ветра
15.образование облаков и атмосферных осадков
16.численность населения земли, основные расы
17.основные типы населенных пунктов
уметь
1.показывать формы рельефа (горы, равнины и т.п.)
2.определять расположение гор, равнин
3.объяснять причины землетрясений и извержений вулканов
4.называть и показывать реки, озёра, каналы, проливы, заливы, моря, океаны
5.давать характеристику внутренним водам
6.измерять температуру воздуха, определять среднесуточные температуры
7.строить розу ветров
8.давать характеристику природного комплекса
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
1.чтение карт различного содержания;
2.проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями;
3.наблюдения за состоянием воздуха, воды и почвы своей местности;
4.проведения самостоятельного поиска географической информации о местности из разных
источников: картографических, статистических
Раздел III. «Население Земли» и «Политическая карта мира»(2ч.)
Тема 11. Население Земли. Политическая карта мира
Выполнение заданий на тренировку умения характеризовать расселение людей по
территории планеты, определение плотности населения на заданной территории. Решение
задач на выявление зависимости плотности населения на определённой территории от
природных условий.
Тема 12. Политическая карта мира
Выполнение заданий на составление типологий государств (с использованием
различных показателей – положению на материке или острове; по наличию выхода в
Мировой океан; по количеству граничащих государств и т.д.)
Выполнение заданий на определение страны по характерным чертам географического
положения, особенности природы и населения и хозяйства.
В результате изучения темы ученик должен
знать / понимать
1.численность населения земли, основные расы
2.основные типы населенных пунктов
3.влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки
Земли и природные комплексы
4.классификация стихийных природных явлений
уметь
1.приводить примеры крупнейших городов мира (3-4),крупнейших народов мира, наиболее
распространённых языков, религий, крупнейших по численности и населению стран
2.называть меры по охране природы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий
Раздел IV. «География России»(5 ч.)
Тема 13. Природа России на географической карте
Решение задач на соотношение возраста земной коры, тектонической структуры,
формы рельефа и полезными ископаемыми. Решение задач на определение типов климата
России по климатограмме, соотнесение ее с территорией России.
Решение задач на определение падения и уклона рек России, годового стока.
Тема 14-15. Население России на географической карте
Решение демографических задач: на определение рождаемости, смертности и
естественного прироста. Решение задач на определение сальдо миграций. Анализ
статистических демографических данных. Решение задач на определение уровня
урбанизации региона.
Практическая работа 1. Решение задач на определение плотности населения субъектов
РФ, выявление зависимости плотности населения субъектов РФ от природных условий.
Тема 16-17. Хозяйство России на географической карте
Решение задач на обоснование размещения предприятий различных отраслей
промышленности на определённых территориях земной поверхности (обоснование выбора
типа электростанций, возможности строительства металлургического комбината и т.д.)
Решение задач на зависимость размещения отраслей промышленности от наличия
минерально-сырьевой базы.
Практическая работа2. Решение задач на определение субъекта РФ по характерным
чертам географического положения, особенности природы и населения и хозяйства,
определение субъекта РФ по туристическим слоганам.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать
1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по
содержанию;
2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством
отдельных регионов и стран;
4. специфику географического положения и административно-территориального
устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей
хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
5. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на
локальном, региональном и глобальном уровнях.
учащиеся должны уметь:
1. выявлять причинно-следственные связи;
2. выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
3. составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;
4. решать практические задачи разной степени сложности;
Называть (показывать):
1. основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные
центры;
2. основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
3. географические районы, их территориальный состав;
4. отрасли промышленности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
1.решения практических задач по определению качества окружающей среды своей
местности, ее использованию, сохранению и улучшению
2. принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
Содержание учебного материала
«План и карта.»
Количество
часов
Практические
работы
8
-
2
«Оболочки Земли»
2
-
3
«Население Земли» и «Политическая карта мира»
2
-
4
«География России»
5
2
17
2
ИТОГО