МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Батрак
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
для обучающихся 1 -4 классов
с. Батрак 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее – программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём
пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во внеурочной
деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью,
сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных правовых норм;
в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном" является частью содержания внеурочной
деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О
ВАЖНОМ»
Занятия
особенностям
по
программе
обучающихся
проводятся
и
в
формах,
позволяющих
им
соответствующих
возрастным
вырабатывать
собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения
и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребёнка. Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного
усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или
понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению
одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При
реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует
данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития
школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания,
выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной
и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя
разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы,
дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного
флага
Российской
Федерации,
слушанием
(исполнением)
гимна
Российской Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При подготовке к занятию
учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к
нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть –
мотивационная, вторая часть – основная, третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается
с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть
занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь позитивный образ будущего – значит
понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это придаёт жизни определённость, наполняя
её глубокими смыслами и ценностями. Будущее России – это образ сильного и независимого
государства, благополучие которого напрямую зависит от наших действий уже сегодня. День
знаний – это праздник, который напоминает нам о важности и ценности образования,
которое является основой позитивного образа будущего, ведь в условиях стремительных
изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей жизни, чтобы идти в ногу со
временем.
Век
информации.
120
лет
Информационному
агентству
России
ТАСС.
Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое
агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно
меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и функции
– быть источником достоверной информации о России для всего мира. В век информации
крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать
информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская
компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки.
Вклад РЖД в совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый
устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный.
Развитие транспортной сферы России. Профессии, связанные с железнодорожным
транспортом.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности
нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания.
Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех
россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего
населения планеты. Сельское хозяйство — это отрасль, которая объединила в себе традиции
нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными системами,
цифровыми устройствами. Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных
профессий, технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение
учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В
разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние
на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник
познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России.
Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа
мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории
– одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя,
своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни,
умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовнонравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Проекты, в которых
младший школьник может проявлять свою ответственность и заботу о других.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого гражданина
страны. Крепкая семья – защита и забота каждого члена семьи о своих близких. Образ
крепкой семьи в литературных произведениях. Преемственность поколений: семейные
ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании
детей). Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество,
объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные
традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей и
традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой
которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной
кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной источник
дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны, процветание России. Каким
будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека,
способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Доброе дело: кому оно
необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России: благотворительность и
пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. Материнство – это счастье и
ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни. «Матьгероиня» – высшее звание Российской Федерации. Как поздравить маму в её праздник –
День матери?
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и
современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления волонтёрской
деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтёрство –
возможность заботы и помощи животным.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные
люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека,
ценою собственной жизни
и
здоровья, спасающего
других:
смелость и отвага,
самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление
прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов
от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. Что такое права и
обязанности гражданина? От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа
депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры).
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы
России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего
праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в
Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе
редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени
связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника. Издание
печатных средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Школьные
средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции.
История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и
самореализации. Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают
прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном
мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС.
Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться
знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает
контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для
всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делается для
успешного развития экономики России? Учиться сегодня нужно так, чтобы суметь в
дальнейшем повысить уровень своего образования, перестроиться на использование новых
цифровых технологий там, где их раньше никогда не было.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный
интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и повышающая
эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает
только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим
мышлением. Правила безопасного использования цифровых ресурсов.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День
защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает
сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого
русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование.
Арктика – территория развития. Многообразие и красота природы России:
представление о природных особенностях Арктики. Зима в Арктике самая холодная, снежная
и суровая. Животные Арктики. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер
атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного морского пути.
Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и
здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном
здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития
массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История и
традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это
уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек –
пространство для творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами.
Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни.
Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым
культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников, признанных
во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и
уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными,
экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному 14 краю, способность любоваться
природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о
процветании своей страны, уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как
возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в космос
– это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов,
которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В
условиях невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет
российской науке продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого
человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития
российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиковиспытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков.
Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной
политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской
медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую
роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто
профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития общества.
Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться
трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы
добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет
нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата,
память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память о
подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу
историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк.
Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские
общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных,
целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей,
вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Знакомство с
проектами «Орлята России» и Движение Первых.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры
для
человека
и
общества.
Духовно-нравственные
ценности
России,
объединяющие всех граждан страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного
отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к
различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие
действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о
научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: сравнивать
объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять
существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять
недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и
подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать
источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в предложенном
источнике информацию, представленную в явном виде, распознавать достоверную и
недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
педагогическим работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых
(педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования
разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить
речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие
публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к тексту выступления;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат. В
сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать
действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной
деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание
правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение
основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о
нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности
норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений
устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
формирование первоначального представления о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными
умениями анализа и интерпретации текста. Иностранный язык: знакомство представителей
других стран с культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы
с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений
извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и семейным
традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе; формирование чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы; формирование первоначальных
представлений о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы;
формирование основ рационального поведения и обоснованного принятия решений;
формирование первоначальных представлений о традициях и обычаях, хозяйственных
занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях
столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и
природного наследия в России, важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего России, основных правах и обязанностях гражданина Российской
Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные
объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и
явлениями; понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в
том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений
работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и
обществе, безопасного использования электронных ресурсов образовательной организации
и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной
среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения
правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности
разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети
Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных
финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к
природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими
нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного
совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека; развитие
умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них,
проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение
суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как
регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития
личности; понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми разного
вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение
нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни,
человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение»,
«дружелюбие», находить образы, приводить примеры проявления любви к ближнему,
милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни,
открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев
унижения человеческого достоинства, знание общепринятых в российском обществе норм
морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных
духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных
материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства;
умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении труда
в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре и
спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных
прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; развитие умения
взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая
правила честной игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
Наименование
разделов и тем
программы
Образ
будущего. Ко
Дню знаний
Век
информации.
120 лет.
Информационн
ому агентству
России ТАСС
Коли
чество
часов
Основное содержание
Основные
виды
деятельности
Цифровые ресурсы
1
Иметь позитивный образ будущего – значит
понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это
придаёт жизни определённость, наполняя её
глубокими смыслами и ценностями. Будущее
России – это образ сильного и независимого
государства, благополучие которого напрямую
зависит от наших действий уже сегодня. День
знаний – это праздник, который напоминает нам о
важности и ценности образования, которое
является основой позитивного образа будущего,
ведь в условиях стремительных изменений в мире
крайне важно учиться на протяжении всей жизни,
чтобы идти в ногу со временем.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Информационное телеграфное агентство России
(ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое
агентство, одна из самых цитируемых новостных
служб страны. Агентство неоднократно меняло
названия, но всегда неизменными оставались его
государственный статус и функции – быть
источником достоверной информации о России для
всего мира. В век информации крайне важен навык
критического мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать информацию,
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
распознавать фейки и не распространять их.
3
Дорогами
России
1
«Российские железные дороги» – крупнейшая
российская компания, с большой историей,
обеспечивающая пассажирские и транспортные
перевозки. Вклад РЖД в совершенствование
экономики страны. Железнодорожный транспорт –
самый устойчивый и надёжный для пассажиров:
всепогодный, безопасный и круглогодичный.
Развитие транспортной сферы России. Профессии,
связанные с железнодорожным транспортом.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
Беседа с
обучающимис
https://razgovor.edsoo.ru/
4
Путь зерна
1
Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленности нашей страны, главной задачей
которой является производство продуктов питания.
Агропромышленный комплекс России выполняет
важнейшую миссию по обеспечению всех россиян
продовольствием, а его мощности позволяют
обеспечивать пшеницей треть всего населения
планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая
объединила в себе традиции нашего народа с
современными технологиями: роботами,
информационными системами, цифровыми
устройствами. Разноплановость и
востребованность сельскохозяйственных
профессий, технологичность и экономическая
привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.)
5
День учителя
1
Учитель – одна из важнейших в обществе
профессий. Назначение учителя – социальное
служение, образование и воспитание
подрастающего поколения. В разные исторические
времена труд учителя уважаем, социально значим,
оказывает влияние на развитие образования членов
общества. Учитель – советчик, помощник,
участник познавательной деятельности
школьников.
6
Легенды о
России
7
Что значит
быть
взрослым?
8
Как создать
крепкую
семью. День
отца
я
1
Любовь к Родине, патриотизм – качества
гражданина России. Знание истории страны,
историческая правда, сохранение исторической
памяти – основа мировоззренческого суверенитета
страны. Попытки исказить роль России в мировой
истории – одна из стратегий информационной
войны против нашей страны.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Быть взрослым – это нести ответственность за
себя, своих близких и свою страну. Активная
жизненная позиция, созидательный подход к
жизни, умение принимать решения и осознавать их
значение, жить в соответствии с духовнонравственными ценностями общества – основа
взрослого человека. Проекты, в которых младший
школьник может проявлять свою ответственность
и заботу о других.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Семья как ценность для каждого гражданина
страны. Крепкая семья – защита и забота каждого
члена семьи о своих близких. Образ крепкой семьи
в литературных произведениях. Преемственность
поколений: семейные ценности и традиции
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
(любовь, взаимопонимание, участие в семейном
хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение к
старшему поколению, проявление действенного
уважения, внимания к бабушкам и дедушкам,
забота о них.
9
10
Гостеприимная
Россия. Ко
Дню народного
единства
Твой вклад в
общее дело
1
Быть взрослым – это нести ответственность за
себя, своих близких и свою страну. Активная
жизненная позиция, созидательный подход к
жизни, умение принимать решения и осознавать их
значение, жить в соответствии с духовнонравственными ценностями общества – основа
взрослого человека. Проекты, в которых младший
школьник может проявлять свою ответственность
и заботу о других. Как создать крепкую семью.
День отца. Семья как ценность для каждого
гражданина страны. Крепкая семья – защита и
забота каждого члена семьи о своих близких. Образ
крепкой семьи в литературных произведениях.
Преемственность поколений: семейные ценности и
традиции (любовь, взаимопонимание, участие в
семейном хозяйстве, воспитании детей). Особое
отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам и
дедушкам, забота о них.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие
государства и общества. Ни одно государство не
может обойтись без налогов, это основа бюджета
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
страны, основной источник дохода. Своим
небольшим вкладом мы создаём будущее страны,
процветание России. Каким будет мой личный
вклад в общее дело?
1
Доброта и забота – качества настоящего человека,
способного оказывать помощь и поддержку,
проявлять милосердие. Доброе дело: кому оно
необходимо и для кого предназначено. Добрые
дела граждан России: благотворительность и
пожертвование как проявление добрых чувств и
заботы об окружающих.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Мать, мама – главные в жизни человека слова.
Мать – хозяйка в доме, хранительница семейного
очага, воспитательница детей. Материнство – это
счастье и ответственность. Многодетные матери:
примеры из истории и современной жизни. «Матьгероиня» – высшее звание Российской Федерации.
Как поздравить маму в её праздник – День матери?
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
13
Миссиямилосердие (ко
Дню
волонтёра)
1
Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как
социальное служение в военное и мирное время:
примеры из истории и современной жизни.
Милосердие и забота – качества волонтёров.
Направления волонтёрской деятельности:
экологическое, социальное, медицинское,
цифровое и т. д. Зооволонтёрство – возможность
заботы и помощи животным.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
14
День Героев
Отечества
1
Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою Родину
Беседа с
обучающимис
https://razgovor.edsoo.ru/
11
12
С заботой к
себе и
окружающим
День матери
и трудятся во благо Отчизны. Качества героя –
человека, ценою собственной жизни и здоровья
спасающего других: смелость и отвага,
самопожертвование и ответственность за судьбу
других. Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя волевые качества:
смелость, решительность, стремление прийти на
помощь. Участники СВО – защитники будущего
нашей страны.
15
Как пишут
законы?
16
Одна страна –
одни традиции
17
День
российской
печати
я
1
Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов от древних времён до наших
дней. Законодательная власть в России. Что такое
права и обязанности гражданина? От инициативы
людей до закона: как появляется закон? Работа
депутатов: от проблемы – к решению (позитивные
примеры).
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Новогодние традиции, объединяющие все народы
России. Новый год – любимый семейный праздник.
История возникновения новогоднего праздника в
России. Участие детей в подготовке и встрече
Нового года. Подарки и пожелания на Новый год.
История создания новогодних игрушек. О чём
люди мечтают в Новый год.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Праздник посвящён работникам печати, в том
числе редакторам, журналистам, издателям,
корректорам, – всем, кто в той или иной степени
связан с печатью. Российские традиции
издательского дела, история праздника. Издание
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
печатных средств информации – коллективный
труд людей многих профессий. Школьные средства
массовой информации.
18
День студента
1
День российского студенчества: история праздника
и его традиции. История основания Московского
государственного университета имени М.В.
Ломоносова. Студенческие годы – это путь к
овладению профессией, возможность для
творчества и самореализации. Наука: научные
открытия позволяют улучшать жизнь людей,
обеспечивают прогресс общества. Науку делают
талантливые, творческие, увлечённые люди.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Роль нашей страны в современном мире. БРИКС –
символ многополярности мира. Единство и
многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка
помогает государствам развивать торговлю и
экономику, обмениваться знаниями и опытом в
различных сферах жизни общества. Россия
успешно развивает контакты с широким кругом
союзников и партнёров. Значение российской
культуры для всего мира.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
Беседа с
https://razgovor.edsoo.ru/
19
БРИКС (тема о
международны
х отношениях)
20
Бизнес и
технологическо
е
предпринимате
льство
1
Что сегодня делается для успешного развития
экономики России? Учиться сегодня нужно так,
чтобы суметь в дальнейшем повысить уровень
своего образования, перестроиться на
использование новых цифровых технологий там,
где их раньше никогда не было.
21
Искусственный
1
Стратегия взаимодействия. Искусственный
интеллект и
человек.
Стратегия
взаимодействи
я
22
23
24
Что значит
служить
Отечеству? 280
лет со дня
рождения Ф.
Ушакова
Арктика –
территория
развития
Международны
й женский день
интеллект – стратегическая отрасль в России,
оптимизирующая процессы и повышающая
эффективность производства. Искусственный
интеллект – помощник человека. ИИ помогает
только при условии, если сам человек обладает
хорошими знаниями и критическим мышлением.
Правила безопасного использования цифровых
ресурсов.
обучающимис
я
1
День защитника Отечества: исторические
традиции. Профессия военного: кто её выбирает
сегодня. Защита Отечества – обязанность
гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Честь и воинский
долг. 280-летие со дня рождения великого русского
флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского
воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Многообразие и красота природы России:
представление о природных особенностях
Арктики. Зима в Арктике самая холодная, снежная
и суровая. Животные Арктики. Российские
исследователи Арктики. Россия – мировой лидер
атомной отрасли. Атомный ледокольный флот,
развитие Северного морского пути. Знакомство с
проектами развития Арктики.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в
современном обществе – труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории
Беседа с
обучающимис
я[
https://razgovor.edsoo.ru/
России. Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.
25
Массовый
спорт в России
26
День
воссоединения
Крыма и
Севастополя с
Россией. 100летие Артека
27
Служение
творчеством.
Зачем людям
искусство? 185
лет со дня
рождения П.И.
Чайковского
28
Моя малая
Родина
(региональный
и местный
1
Развитие массового спорта – вклад в благополучие
и здоровье нации, будущие поколения страны.
Здоровый образ жизни, забота о собственном
здоровье, спорт как важнейшая часть жизни
современного человека. Условия развития
массового спорта в России.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
История и традиции Артека. После воссоединения
Крыма и Севастополя с Россией Артек – это
уникальный и современный комплекс из 9 лагерей,
работающих круглый год. Артек – пространство
для творчества, саморазвития и самореализации.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
185 лет со дня рождения П.И. Чайковского.
Искусство – это способ общения и диалога между
поколениями и народами. Роль музыки в жизни
человека: музыка сопровождает человека с
рождения до конца жизни. Способность слушать,
воспринимать и понимать музыку. Россия – страна
с богатым культурным наследием, страна великих
композиторов, писателей, художников,
признанных во всём мире. Произведения П.И.
Чайковского, служение своей стране творчеством.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Россия – великая и уникальная страна, каждый из
её регионов прекрасен и неповторим своими
природными, экономическими и другими
ресурсами. Любовь к родному краю, способность
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
компонент)
29
30
31
Герои
космической
отрасли
Гражданская
авиация России
Медицина
России
любоваться природой и беречь её – часть любви к
Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о
процветании своей страны, уважает её историю и
культуру.
1
Исследования космоса помогают нам понять, как
возникла наша Вселенная. Россия – лидер в
развитии космической отрасли. Полёты в космос –
это результат огромного труда большого
коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые
обеспечили первенство нашей Родины в освоении
космического пространства. В условиях
невесомости космонавты проводят сложные
научные эксперименты, что позволяет российской
науке продвигаться в освоении новых материалов и
создании новых технологий.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Значение авиации для жизни общества и каждого
человека. Как мечта летать изменила жизнь
человека. Легендарная история развития
российской гражданской авиации. Героизм
конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей
первых российских самолётов. Мировые рекорды
российских лётчиков. Современное авиастроение.
Профессии, связанные с авиацией.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
Охрана здоровья граждан России – приоритет
государственной политики страны. Современные
поликлиники и больницы. Достижения российской
медицины. Технологии будущего в области
медицины. Профессия врача играет ключевую роль
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
в поддержании и улучшении здоровья людей и их
уровня жизни. Врач – не просто профессия, это
настоящее призвание, требующее не только
знаний, но и человеческого сочувствия, служения
обществу.
32
33
34
Что такое
успех? (ко Дню
труда)
80-летие
Победы в
Великой
Отечественной
войне
Жизнь в
Движении
1
Труд – основа жизни человека и развития
общества. Человек должен иметь знания и умения,
быть терпеливым и настойчивым, не бояться
трудностей (труд и трудно – однокоренные слова),
находить пути их преодоления. Чтобы добиться
долгосрочного успеха, нужно много трудиться.
Профессии будущего: что будет нужно стране,
когда я вырасту?
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
День Победы – священная дата, память о которой
передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего
народа в годы Великой Отечественной войны.
Важно помнить нашу историю и чтить память всех
людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный
полк. Страницы героического прошлого, которые
нельзя забывать.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
1
19 мая – День детских общественных организаций.
Детские общественные организации разных
поколений объединяли и объединяют активных,
целеустремлённых ребят. Участники детских
общественных организаций находят друзей, вместе
делают полезные дела и ощущают себя частью
большого коллектива. Знакомство с проектами
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/
«Орлята России» и Движение Первых.
35
Ценности,
которые нас
объединяют
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
35
Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры для человека и общества. Духовнонравственные ценности России, объединяющие
всех граждан страны.
Беседа с
обучающимис
я
https://razgovor.edsoo.ru/