ОРКСЭ 4кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования пензенской области
Управление образования администрации Каменского района
МОУ СОШ с. Батрак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5490989)
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 4 класса

Батрак 2024

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в
жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и
мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что
значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности,
идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в
школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
 понимать
основы российской гражданской идентичности,
испытывать чувство гордости за свою Родину;
 формировать национальную и гражданскую самоидентичность,
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
 понимать
значение гуманистических и демократических
ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой
жизни;
 понимать значение нравственных норм и ценностей как условия
жизни личности, семьи, общества;
 осознавать
право гражданина РФ исповедовать любую
традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
 строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать
конфликты,
уважать
другое
мнение,
независимо
от
принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
 соотносить свои поступки с нравственными ценностями,
принятыми в российском обществе, проявлять уважение к

духовным
традициям
народов
России,
терпимость
к
представителям разного вероисповедания;
 строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил;
проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость,
доброжелательность в общении, желание при необходимости
прийти на помощь;
 понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение,
избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других
людей;
 понимать необходимость бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ












овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач
учебной деятельности, поиска оптимальных средств их
достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять и находить наиболее
эффективные
способы
достижения
результата,
вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе
оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой
деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное
использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
совершенствовать умения в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения
учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний
в соответствии с задачами коммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и
право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 совершенствовать
организационные
умения
в
области
коллективной деятельности, умения определять общую цель и
пути её достижения, умений договариваться о распределении
ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
 ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в
пределах изученного);
 использовать разные методы получения знаний о традиционных
религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение,
вычисление);
 применять логические действия и операции для решения учебных
задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на
основе изучаемого фактического материала;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
обосновывать
свои
суждения,
приводить
убедительные
доказательства;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
Работа с информацией:
 воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию,
подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к
гражданской этике;
 использовать разные средства для получения информации в
соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую,
графическую, видео);
 находить дополнительную информацию к основному учебному
материалу в разных информационных источниках, в том числе в
Интернете (в условиях контролируемого входа);
 анализировать, сравнивать информацию, представленную в
разных источниках, с помощью учителя, оценивать её
объективность и правильность.


Коммуникативные УУД:
 использовать смысловое чтение для выделения главной мысли
религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и
художественной литературы, анализа и оценки жизненных
ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики,
речевого этикета;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно
задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять
уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей
участников общения;
 создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для
воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей,
представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
 проявлять самостоятельность, инициативность, организованность
в осуществлении учебной деятельности и в конкретных
жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья
и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для
здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
 проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного
российского общества; проявлять способность к сознательному
самоограничению в поведении;
 анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);
 выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать
проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
 проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах
светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
 выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по
деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к
работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно
их оценивать;





владеть умениями совместной деятельности: подчиняться,
договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать
возникающие конфликты;
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по
изученному и дополнительному материалу с иллюстративным
материалом и видеопрезентацией.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы
модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность
умений:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком
значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
 выражать
понимание и принятие значения российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
 рассказывать о российской светской (гражданской) этике как
общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений
и поведения людей, основанных на российских традиционных
духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;
 раскрывать основное
содержание нравственных категорий
российской
светской
этики
(справедливость,
совесть,
ответственность,
сострадание,
ценность
и
достоинство
человеческой
жизни,
взаимоуважение,
вера
в
добро,
человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в
отношениях между людьми в российском обществе; объяснять
«золотое правило нравственности»;
 высказывать суждения оценочного характера о значении
нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и















государства; умение различать нравственные нормы и нормы
этикета, приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения (своих и других людей) с позиций
российской светской (гражданской) этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления об
основных нормах российской светской (гражданской) этики:
любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность,
защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и особенностей народов России,
российского общества; уважение чести, достоинства, доброго
имени любого человека; любовь к природе, забота о животных,
охрана окружающей среды;
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической
памяти
народа,
общества;
российских
праздниках
(государственные, народные, религиозные, семейные праздники);
российских государственных праздниках, их истории и традициях
(не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных
традиционных религий народов России), праздниках в своём
регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни
человека, семьи;
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в
семье на основе российских традиционных духовных ценностей
(семья – союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для
совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота
родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в
помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков);
российских традиционных семейных ценностей;
распознавать российскую государственную символику, символику
своего региона, объяснять её значение; выражать уважение
российской государственности, законов в российском обществе,
законных интересов и прав людей, сограждан;
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях
трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать
нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд,
уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках,
о культурных и природных достопримечательностях своего
региона;

раскрывать
основное
содержание
российской
светской
(гражданской) этики на примерах образцов нравственности,
российской гражданственности и патриотизма в истории России;
 объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в
становлении российской государственности;
 первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению исторического и культурного наследия народов России,
российского общества в своей местности, регионе, оформлению и
представлению её результатов;
 приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы российской светской (гражданской)
этики и внутреннюю установку личности поступать согласно
своей совести;
 выражать
своими
словами
понимание
свободы
мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в
обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
 называть традиционные религии в России, народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
 выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в российской светской
(гражданской) этике.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ
"ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество
часов
Всего

1
2

3

4

5
6
7
8

9
10

Россия — наша Родина
Этика и её значение в жизни
человека. Нормы морали.
Нравственные ценности, идеалы,
принципы
Государство и мораль гражданина.
Основной Закон (Конституция) в
государстве как источник
российской гражданской этики
Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России.
Природа и человек
Праздники как одна из форм
исторической памяти
Семейные ценности. Этика
семейных отношений
Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства
Что значит быть нравственным в
наше время. Методы нравственного
самосовершенствования
Этикет
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа
России
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1
8

http://www.orkce.ru/
http://www.orkce.ru/

1

http://www.orkce.ru/

8

http://www.orkce.ru/

2

http://www.orkce.ru/

1

http://www.orkce.ru/

3

http://www.orkce.ru/

6

http://www.orkce.ru/

2
2

http://www.orkce.ru/
http://www.orkce.ru/

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».